Точный ПРОГНОЗ ПОГОДЫ - важнейшая составляющая успешного и безопасного полета. Считаю, что каждый пилот должен научиться составлять прогноз погоды на летный день.

Сложно предложить универсальный алгоритм выбора условий полета по погодным условиям. И это во многом связано с тем, что в разных районах он разный. Например, попробуй описать погоду в Прибайкалье, или на берегу Тихого океана, или в тундре Якутии - не получиться, жизни не хватит дать ответы на все варианты погоды. Но, все же, постараюсь дать некоторые советы.

Первое важное - источники прогноза погоды. Таковых, желательно, должно быть несколько.  И ими должны быть поставщики прогнозов погоды, а не их трансляторы.

К поставщикам я отношу компании, которые имеют собственные модели прогнозирования погоды. Такие компании имеют специальные сайты с удобной формой представления прогноза погоды. Поставщиками, также являются аэронавигационные службы. Здесь необходимо иметь выход на их прогнозы. Например, в Иркутске есть автоинформатор аэронавигационной службы аэропорта, и он доступен по городскому телефону: 56-38-44.

Трансляторы прогнозов погоды - это телевидение, радио, сайты, типа Яндекс, городские порталы, где прогноз погоды взят у поставщиков, и представляется, на мой взгляд, очень вольно, и годится только для бабушек и домохозяек, его уровень  – «будет завтра солнце или не будет». Это нам не подходит. Нам необходимо точно понимать прогноз следующих параметров: облачность, осадки, температура, давление, влажность, ветер и связь между ними. И зависимость этих параметров между собой и от времени года и суток. Например, резкая смена давления, влечет за собой усиление ветра.

 Второе важное - интерпретация прогнозов погоды. Прогнозы на сайтах, как правило показываются в виде таблиц из которых видно то, как погода будет меняться в определенном месте в течении ближайших дней или часов. Нужно понимать, что, прогнозы основываются на данных, полученных из разных моделей прогнозирования погоды. Прогнозы на сайтах не обязательно являются официальными прогнозами. Все что вы видите там - есть всего лишь набор данных модели прогнозирования в понятном для человека виде и их интерпретация зависит полностью от вас. Имейте ввиду, что модель, есть всего лишь модель. Предсказывать погоду очень тяжело и потому эти модели чрезвычайно сложны. Так что если прогнозы не идеальны, то это нормально. Например, одни и те же параметры (температура, сила ветра) на разных сайтах могут быть предсказаны по-разному, причем, иногда очень существенно. Поэтому совет - прочтите инструкции на сайте. Владельцы и обслуживающий персонал сайтов не отвечают за ущерб, полученный в результате использования информации сайта, и естественно предупреждают об этом «мелким шрифтом».

Третье важное – использование прогнозов погоды. Прогнозы погоды никогда не бывают точными на 100%. Наблюдаемые метеорологические условия часто противоречат прогнозам.

Рекомендую не полагаться на один источник метеорологической информации и учитывать ваш жизненный опыт и здравый смысл при принятии решений. Советую регулярно сопоставлять прогнозы погоды и фактическую погоду на месте (на летном поле). Это позволит через некоторое время выявить «правильный сайт» и понять погрешности, с которыми даются прогнозы. Например, на мой взгляд, в весенний и осенний периоды года, когда в атмосфере происходят серьезные изменения,  достоверность и точность прогнозов значительно ниже летнего и зимнего периодов года, когда атмосфера устойчивее.

Так же будьте аккуратнее с различными приборами. Например, я не один раз был свидетелем, когда решение на вылет принималось только на оснований данных о скорости ветра, полученных с помощью анемометра на летном поле. Анемометр конечно хороший и полезный прибор, но дает всего лишь приземный ветер. А этого не всегда достаточно, что бы оценить все риски. Советую данный прибор использовать для проверки прогноза погоды и для выявления динамики изменения ветра (усиление, стихание).

Вывод - не стоит всецело доверяться прогнозу и показаниям приборов, советую критично подходить к оценке качества погодных условий для полетов и принимать решение взлета при 100 % уверенности в погоде, особенно это важно для начинающих пилотов.

Так же рекомендую изучить специальную литературу для парапланеристов, в которой, как правило, подробно описывают условия полетов в зависимости от местности с учетом конкретных условий по погоде.

Предлагаю вам – посетителям сайта, пилотам поделиться имеющимся опытом по выбору погоды для полетов. Информацию необходимо представить в виде статьи, в которой можно поделиться, например неудачным выбором погоды для полетов.

Ниже источники прогнозов и состояния погоды, которыми пользуюсь я.

1.     www.gismeteo.ru

На данном сайте прогноз погоды представлен на месяц в городах, районных центрах и в некоторых поселениях. Но практика показывает, что погода достаточно достоверна на ближайшие три дня. Погоду можно смотреть в двух вариантах: первый вариант выдается сайтом автоматически и предлагается как основной, это просмотр прогноза по дням, путем переключения закладок; второй вариант «погода по-старому», в виде горизонтальной таблицы, на который необходимо переключиться самостоятельно. Вариант в виде таблицы, на мой взгляд, гораздо удобнее для оценки динамики изменения погоды во времени. На сайте доступны карты погоды с возможностью анимации, которые позволяют оценить изменение прогноза погоды пространственно, а так же связать между собой  изменения ветра, температуры и осадков.

2.     www.rp5.ru

На данном сайте прогноз погоды представлен даже для самых маленьких населенных пунктов на ближайшие шесть дней. Прогноз погоды представляется в виде горизонтальной таблицы. Точку расчета прогноза погоды можно проверить на Гугл-карте. Данная функция очень удобна для отслеживания погоды в ближайших населенных пунктах от желаемого места полета. Очень удобно для охотников, которые летают в тайге, в удалении от населенных пунктов.

3.     www.windguru.cz

WindGURU это сервис по прогнозированию погоды, в основном для виндсёрферов и кайтсёрферов, но его также с успехом используют и парапланеристы. Данный сайт способен предоставить прогноз для любого места на Земле. Сайт своеобразный, нацеленный на получение дохода, поэтому нужно вникать в его особенности.

4.     www.meteo.paraplan.net

Трудно сказать, кто стоит за этим сайтом, но прогноз погоды на нем вполне достоверный. Информация представлена в оригинальной вертикальной таблице на ближайшие пять дней.

5.     Автоинформатор Аэропорта, телефон: 56-38-44

В Иркутске, автоинформатор городского аэропорта дает состояние атмосферы в настоящий момент времени по телефонному звонку с помощью автоответчика. Дается температура воздуха, давление, направление и сила ветра (на трех высотах: приземный, на высоте 30 метров, на высоте круга – 700 м), точка росы, облачность и видимость. Очень удобный и полезный источник данных о метеоусловиях.

 

Александр Рудых

Иркутск

28.06.2014

 

 

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»