16 марта завершилась эпичная экспедиция. Шесть мотопланеристов вышли на Байкальский лед, чтобы обогнуть все побережье озера по воздуху. Этот проект они назвали Байкальской кругосветкой. О своих эмоциях от уже завершенного приключения члены команды рассказали на пресс-конференции в ИД “Байкал24”.

Фото: телеграм-канал «Игра гравитации»

Уже завтра, 18 марта, в поселке Култук по адресу Набережная,2к вы можете познакомиться с членами Байкальской кругосветки, посмотреть на их оборудование, задать все интересующие вопросы. А если повезет — и полетать на мотопараплане! 

Второго марта на лед Байкала вышли шесть мотопланеристов в полной экипировке и в сопровождении нагруженного всем необходимым вездехода. Они решили облететь Байкал по периметру за шесть дней и вернуться всеми в точку вылета, поселок Култук. Но, как показывают другие сложные экспедиции, выходя на Байкал, ничего нельзя сказать наверняка. В итоге Байкальская кругосветка из-за погодных условий заняла 14 дней, а полностью завершили ее только два экипажа в составе трех спортсменов — руководителя экспедиции Игоря Потапкана и членов экипажа Натальи Шатайло и Даниила Князькова.

К счастью, с остальными мотопланеристами все в порядке. Кто-то выбыл из путешествия из-за непредвиденных сдвигов в графике, а еще у одного спортсмена случилась поломка двигателя, и он сопровождал товарищей по льду. Но указать отважных планеристов нужно обязательно. Изначально на лед Байкала, помимо перечисленных спортсменов, вышли Игорь Коновалов, Виталий Решетняк и Анатолий Скороваров.

Фото: телеграм-канал «Игра гравитации»

Кругосветка же выглядела так. Спортсмены разбегались по глади байкальского льда и взмывали в воздух на час-полтора. Мотопараплан развивал в воздухе скорость от 30 до 110 километров в час, а летели они то на высоте двух метров, то уходя под облака больше, чем на километр.

Все зависит от погодных условий, — объяснил Игорь Потапкин, — Байкал — место совсем не простое. Здесь направление и скорость ветра меняются от бухте к бухте. Где-то нужно было попадать в воздушных поток и лететь прямо надо льдом, “перепрыгивая” хивусы и рыбаков, где-то наоборот приходилось подниматься на высоту птичьего полета. 

Скорость зависит от того, в какую сторону дует ветер. При попутном потоке параплан достигает огромных 100 километров в час, при встречном же — приходится “ползти” очень медленно. Всего экипаж приземлялся и взмывал в воздух от двух до четырех раз за день. И весь путь по берегам Байкала преодолели именно в полете — спортсмены взмывали из той точки, в которой остановились в прошлый раз.

Участники экспедиции признались, что все эмоции, которые они испытали в эти две недели, невозможно уместить не только в рассказ, они и в голове не укладываются. Как говорит Наталья, по прилету в конечную точку, она была готова развернуться и преодолеть весь путь еще раз в обратном направлении:

— Каждый день картинка менялась. Но эта мощь, простор, первозданность, глобальность…Мозг не мог все усвоить и “взрывался” от этой красоты. Ты взлетаешь в белой пелене, а через какое-то время, поднявшись ввысь, перед тобой открывается огромное поле чистого голубого льда. С этими трещинками, прожилками, пузырьками… А горы вокруг, отсутствие дорог и людей. Это просто переполняет.

— Когда летишь на малых высотах, то от всей этой красоты боишься потерять контроль и не почувствовать высоту, — добавил Даниил.

Мотопланеристы уже бывали на Байкале в ходе экспедиции от Санкт-Петербурга до Владивостока(“Перелет2020”). Но именно зимний перелет впечатлил их до глубины души. Пройти здесь не просто, признаются участники экспедиции, но тем интереснее путь. Преодолевая ветра, периодически вынужденно останавливаясь в пути, они познакомились с тем самым суровым, но прекрасным Байкалом, о котором столько сказано. “Сами себе завидуем”, — поделился Игорь. 

— Это наша первая зимняя экспедиция. И это очень непросто. Каждый день ты поднимаешься в небо и понимаешь, что сейчас будешь бороться с холодом, замерзать, все это преодолевать. Приходилось разминаться прямо в течение полета. Ведь, взлетая на параплане, ты фактически зафиксирован — двигаешь только руками. А от холода не спасает ни специальная одежда, ни шлем. Мы подкладывали грелки под перчатки, в стельки, делали “зарядку”. Иначе промерзаешь насквозь, — говорит Даниил.

— При этом, — добавила Наталья, — мы ведь готовились к тому, что будем еще и ночевать в палатках на льду. Но, к счастью, на всех участках нам было, где остановиться. Баня, горячий завтрак — это очень важно в такой экспедиции.

Фото: телеграм-канал «Игра гравитации»

Теперь Байкальскую кругосветку участники подадут на регистрацию в Книге рекордов России и на авиационный рекорд по мотопланеризму. В истории Байкала это первый такой полет.

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»