Спортсмены-парашютисты в 1970-е годы решили расширить свои возможности, и стали пробовать взлететь на парашютах со склона горы.

Первоначально парашютисты, разбегаясь, прыгали с горы, потом раскрывали парашют. Но такой подход был очень опасным, так как при раскрытии парашют находился очень близко к скалам, и была высокая вероятность столкнуться с горой. Тогда начали стартовать с раскрытым парашютом, чтобы направить полет от горы. То есть крыло наполнялось над

головой при помощи разбега. Иногда разбег заменялся разгоном на лыжах. Старты получались только при наличии сильного встречного ветра.

Опыт удался. Оказалось, что для полета на парашюте-крыле наличие самолета не обязательно.  Это позволяло, например, отрабатывать упражнение на точность приземления.

Но недостатки такого подхода были очевидны – парашют не приспособлен для такого старта. Ребята начали 

экспериментировать над конструкцией 

парашютов, параллельно отрабатывалась методика наполнения крыла и взлета. Например, в обычные прыжковые парашюты просто вшивались дополнительные секции для облегчения наполнения парашюта воздухом и уменьшения  скорости снижения.

Экспериментами с парашютами в то время занимались разные люди в разных странах мира (Северная Америка, 

Европа, СССР).

Существующие источники информации не позволяют достоверно назвать имя героя, первого человека спустившегося с горы при помощи парашюта. Слишком многие тянут на себя одеяло. Очевидно, следует признать коллективное авторство этой идеи. Наверняка – один озвучил идею, другой воплотил ее в жизнь. Все же отмечу парашютистов Ж. Бетана и Г. Боссона, которые реально в 1978 году на Васоких Савойях, в маленьком городке Мьесси взлетали с горы, предварительно наполняя крыло над головой при помощи разбега.

Идея также привлекла альпинистов (наверняка имеющих опыт прыжков с парашютом), желающих не утруждать себя пешим спуском с покоренной вершины. Так в 1982 году Р. Филлон осуществляет первый полет на параплане с «Зеленого пика» (4122 м.), и приземляется в глубине долины Шамони.  Естественно появились последователи.

Крылья, а точнее уже, парапланы того периода, по сути являлись перешитыми глайдирующими парашютами. Производились эти парапланы в частном порядке, и, как правило, в единичных экземплярах. Первые парапланы в буквальном смысле шили на коленке. Характерные конструктивные черты параплана того времени: прямоугольная форма крыла, толстый профиль крыла, очень большие воздухозаборные окна, ярко выраженная ребристая структура верхней и нижней поверхности крыла, одноярусное стропление, толстые безоплеточные стропы, тяжелая воздухонепроницаемая болоньевая ткань, использование в конструкциях случайных материалов.

Летные качества первых парапланов были немного лучше, чем у самого глайдирующего парашюта. Так с километра высоты, можно было пролететь не более 2-2,5 километров в длину.

Однозначно, первыми конструкторами параплана, и соответственно первыми парапланеристами стали парашютисты. Идея создания параплана по праву принадлежит им.

Понадобилось время, чтобы чудесную машину под названием параплан заметили люди, и лишь в 1986 году, во 

Франции происходит взрыв количества увлеченных парапланеризмом. Полеты на парапланах становятся модным развлечением на ряде горнолыжных курортах в Европе. Приток людей, мечтающих летать, создал спрос на новые крылья. А спрос, как известно, рождает предложение. Появились фирмы, специализирующиеся на производстве парапланов, которые выпустили серийные модели крыльев.

В производство техники начали вкладывать деньги. Регулярно появляются новые модели парапланов, в разработке которых производители используют системный подход. Применяются новые материалы и технологии, вводится контроль качества. Облик парапланов меняется: так, крыло приобретает форму сложного многоугольника, а к началу девяностых годов уже современную элепсовидную форму. Стропы делятся на ярусы. Начинается выпуск специализированных, разработанных только для производства парапланов синтетических 

материалов. Ткани, из которых шьют парапланы, становятся тоньше, легче и ярче. Стропы приобретают оплетку и делятся по толщине в зависимости от места установки на крыле. Все это делается с учетом того, что параплану не нужно выдерживать удар при раскрытии после свободного падения (основное отличие от парашюта). В итоге конструкторам удается создать  очень эффективный летательный аппарат. С километровой высоты парапланы уже могут пролетать от 3 до 4,8 километров.

Тогда же, в начале 90-х годов появляется первая система тестирования парапланов на безопасность, которая, по сути, становится базой классификации парапланов. В те же годы появляются и первые парапланерные школы.

 

 

 

ПАРАПЛАН СЕГОДНЯ

Параплан сегодня – это высокотехнологичное изделие, изготавливаемое только из специальных материалов. В конструкции современного крыла заложены последние новейшие знания и технологии. Над формой параплана и его характеристиками в настоящее время работают целые конструкторские коллективы и фирмы с мировым именем.

Парапланеризм завоевал огромное количество поклонников, это можно объяснить тем, что параплан является самым простым, самым доступным и самым недорогим летательным аппаратом, реализующим красивейшую мечту человека – летать.

 

Для полета на параплане достаточно только холма, или горы, и подходящих метеорологических условий. А при наличии определенных навыков, параплан позволяет человеку часами парить в небе, используя лишь силу воздушных течений – восходящие потоки. Известны случаи прохождения маршрута на параплане до 190 км.

Параплан является одним из наиболее безопасных летательных аппаратов за счет своей низкой скорости полета (20-70 км/ч относительно воздуха), склонности учебных моделей к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования и из-за минимальных требований к площадке для экстренной посадки. Благодаря этому параплан прост в обучении и прощает многие ошибки пилота.

Параплан вместе с подвесной системой весит около 10 кг и свободно умещается в обычный рюкзак. Малый вес параплана по сравнению с планерами и дельтапланами обусловлен тем, что все его конструкционные элементы работают только на растяжение и соответственно изготовлены из тканевых материалов, что делает его компактным, легким и удобным в транспортировке летательным аппаратом.

 

В наше время параплан – это и красивейший вид спорта, и своеобразное летное шоу. Ежегодно с 1989 года проводится Чемпионат мира по парапланерному спорту, и еще куча интересных коммерческих соревнований.

Благодаря параплану (читай: труду его создателям), сегодня человек может испытать то чувство полёта, которое было доступно лишь птицам!

Александр Рудых

Иркутск

Сентябрь 2011 г.

 

При написании текста использовались следующие источники информации:

1.     Мечта летать. Волков И.В.  Москва, 1999 г.

2.     Интернет

Предлагаю Вам познакомиться с материалом по теме: «КОНСТРУКЦИЯ ПАРАПЛАНА»

 

 

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»