Первое мое знакомство с парапланом произошло в 1997 году в августе на день авиации. В тот год я окончил среднюю школу и благополучно поступил  в Иркутский государственный технический университет. Сам я вырос в деревне и в городе Иркутске находился как на новой земле. Поэтому все вокруг было непознанным и интересным. В обозначенный день, в аэропорту города Иркутска по случаю дня авиации проходило, на мой взгляд, интересное мероприятие – всем желающим был открыт доступ на территорию аэропорта, что то вроде дня открытых дверей. На площадке стояли разные самолеты, к которым можно было приблизиться, потрогать их и даже пройти в них. Это конечно и заманивало туда людей. Я здесь не оказался исключением, как и все наслаждался подвернувшимся случаем посмотреть на авиацию изнутри.

Во время осмотра авиатехники мое внимание привлекли странные летательные аппараты, которые летали на некотором удалении от площадки-выставки, порядка 1 км. Это, как я тогда понимал, какие-то парни умудрились каким-то способом прицепить к парашюту мотор с пропеллером для того, чтобы полетать. Я, как и многие другие посетители выставки стал наблюдать за полетом этой техники. Ребята, насколько помню три пилота, кружили на высоте порядка 50-100м над землей. Скажу – не впечатлило. Я тогда ничего не понял. Они, на мой взгляд, летали как-то «плоско», медленно, очень осторожно. Их полет продолжался около получаса и завершился посадками на зеленой площадке. Потом были парашютисты, акробатика Як-а. Быть может, тогда деревенского парня больше впечатлили большие авиасуда, которые можно было потрогать или крутые парашютисты? Не знаю, но про «карлсонов» я не вспоминал шесть лет.

Я грыз гранит науки, изучая математику, физику, сопромат, строительное дело и много еще чего, ездил в деревню на сенокос, пил пиво, подрабатывал, в общем, о полетах и не мечтал. Мое бытие того времени в принципе исключало такие мысли, мечты были только о земном - что покушать, где денег взять и т.п. Успешно в 2002 году защитил диплом и воодушевленный его красным цветом направился в аспирантуру. Эта аспирантура оказалась скучной штукой, и самое главное совсем безденежной. А молодому организму хотелось кушать, потому проболтавшись год без серьезного занятия с радостью принял предложение потрудиться у Леонида Телегина.

Данное предложение было случайным и поступило ко мне через одного очень хорошего человека. Леонид Алексеевич тогда искал помощника, имеющего авиационное образование, и попросил соседку найти кого-нибудь в политехе. А соседка – хорошая, замечательная женщина, которая работает в политехе. Не помню уже, зачем я зашел к ней в кабинет летом 2003 года, но вышел от туда с клочком бумажки, на котором был написан телефон Леонида Алексеевича. Понятия не имел о том, какую работу он предлагал, но знал что тема про авиацию. Сам я получил образование в направлении строительство и, в общем, об облаках  не мечтал. Но кушать хотелось, потому в тот же день позвонил Леониду Алексеевичу и получил добро на встречу с ним, которая состоялась через несколько часов, где он меня немного просветили о работе фирмы, которую сам возглавлял. Он мне рассказал о том, что занимается парапланами, производит их, обучает людей полетам, в общем заинтересовал. Я посетил назавтра его мастерскую, где собирались силовые установки к парапланам, и принял решение участвовать в работе.

Через несколько дней я был приглашен принять непосредственное участие в полетах, так сказать посмотреть технику в действии.  И в один из июльских вечеров мы погрузились в делику Леонида Алексеевича, и погнали на поле в район поселка Хомутово. На поле уже собрались другие пилоты и их друзья. Леонид Алексеевич подготовил парамотор к полету, прицепил меня, и мы взлетели. Трудно описать ощущения первого полета, их нужно пережить! В общем понравилось!

Следующий полет состоялся ровно через год. А до того времени я усиленно трудился в Иркутском парапланерном клубе. Моя работа заключалась в обслуживании цеха по сборке парамоторов, я принимал участие непосредственно в ремонте технике, встречал и отправлял паромоторы и т.п. При каждом возможном случае я был на полетах. Сам не летал, так как не умел, и не на чем было. Но все изучал, так сказать изнутри. Готовил силовые установки учеников к полету, раскладывал-складывал парапланы, в общем, за год научился многому, кроме самого главного – летать. Ох, как я тогда хотел подняться в небо!

И это случилось! Вероятно, в качестве благодарности за хороший труд, Леонид Алексеевич предложил мне самостоятельно взлететь на мотопараплане и выделил для этого свой комплект. Помочь мне в этом вызвался Виктор Рахвалов, к тому моменту уже состоявшийся и опытный парамоторист. В один из июльских вечеров 2004 года, Виктор, выполняя функции инструктора, помог подняться мне самостоятельно в воздух. Этот первый самостоятельный полет состоял всего из двух кругов над полем, но был наполнен замечательными эмоциями и отличными ощущениями! Это не забывается!

Таким же способом я смог взлететь еще несколько раз, и здесь мне, как правило, помогал Леонид Алексеевич. Эти полеты были редкими и имели малую продолжительность. А желание летать только росло. Для этого я из бэушных запчастей собрал мотор СИМОНИНИ МИНИ 2 и установил его на старую раму. В результате получилась вполне исправная силовая установка для параплана. Под это дело Леонид Алексеевич позволил мне воспользоваться учебным парапланом Хантер 28. Наконец-то у меня появилась возможность летать. Но иметь возможность – это не значить летать. Летать все таки нужно уметь. К этому времени теоретически я знал много о полетах на параплане, а практики полетов, по сути, не имел, но была возможность наблюдать, находиться рядом с пилотами, наблюдать за обучением курсантов. Я это использовал в полной мере.

Суть моих первых шагов в парапланеризме состояла в следующем. Если на поле находились другие пилоты, я обращался к ним за помощью, и они помогали мне поставить крыло и взлететь. Ребята делали мне подсказки, указывали на ошибки, в общем помогали. Если на поле я находился один, т.е. не было помощников, то взлет превращался в тренировку мышц тела и мозгов. Для того что бы взлететь приходилось на первых порах делать до 10 попыток. Я не понимал поведения крыла.

Расскажу об одном из таких полетов. В один морозный день мне удалось выехать на поле в Хомутово. Цель поездки – понятно полетать. Но летать толком еще не умею, но очень хочу. Я собираю силовую установку, прицепляю параплан, прыгаю в подвеску, выставляюсь против ветра и пытаюсь взлететь. Но не могу это сделать с первого раза. И со второго не смог, и с пятого не смог. Думаю, удачной попыткой оказалась где-то десятая. Более того, еще на первых попытках перестала крутить батарея, и мне приходилось, после очередной неудачи выгребать из подвески, раскладывать крыло, запускать мотор рукой за винт, нахлобучивать на себя тяжелую уже установку. В общем, к удачной попытке я уже был насквозь вспотевший и уставший. Поднявшись в воздух, я обнаружил, что лечу в условиях приличного ветра, что выражалось в слабом движении против ветра относительно земли. Поэтому улетать за пределы поля я не решился и поднявшись метров на 100 по сути завис над полем на один час. Так как я был вспотевший, то быстро замерз, плюс лицо мое не было защищено маской, но я терпел до последнего. Приземлившись, я обнаружил, что лицо очень сильно обморожено. Но в тот момент для меня это был пустяк – главное я полетал. Если бы у меня в тот момент у меня был бы выбор между лицом и полетом – однозначно выбрал бы полет.

Первый год практики полетов был переполнен впечатлениями. Это первые полеты осенью, первые полеты зимой и весной, а потом наступило лето. Смена сезона не позволяла расслабиться, постоянно приходилось подстраиваться под новые условия полетов.

Сейчас я понимаю, что в первый год закладываются все основы полетов на мотопараплане. За этот период ты сталкиваешься впервые с новой техникой, изучаешь ее, учишься ее понимать. Один только пуск мотора зимой чего стоит. Ты учишься постоянно следить за погодой и предсказывать ее на ближайшие дни. Активно исследуешь новые пространства твоего родного края, регулярно получая новые полетные ситуации.

В общем, через год моих полетов ребята, они же клиенты Иркутского парапланерного клуба стали мне доверять свою технику для тестирования и регулировки. Я так же активно продолжал работать и с новой техникой. В клубе за правило было принято перед продажей или после ремонта облетывать 100% моторов, и этим с удовольствием стал заниматься я. В моей практике были моменты, когда я за вечер поднимал в воздух по три новых силовых установки. Естественно, до полетных испытаний моторы были заблаговременно в черновую отрегулированы на стенде, а на поле я по собственной методики давал им первую серьезную нагрузку и окончательно их «репетировал». Просто фантастическая практика!

Для разнообразия я ввел в свою практику маршрутные полеты и обнаружил, что природа нашего края позволяет взлететь в черте города Иркутска и через пятнадцать минут полета оказаться, по сути, в тайге. Пролетев на параплане около 10 км от города в сторону Байкала можно легко встретить кабана, коз и изюбрей. Я как охотник, с удовольствием стал регулярно летать в лес, здесь меня одновременно удивляет и радует  то, насколько близко можно приблизиться к дикой природе. Ты с легкостью за пару часов можешь, перемахнуть несколько сопок намотав десятки километров.  Полеты в лес стали частью моей жизни.

Иркутскому парапланерному клубу я отдал шесть лет своей жизни. Это были интересные, плодотворные и насыщенные годы. Взамен, я получил отличный способ получать удовольствие, то есть летать на параплане.

К радости моих близких и друзей я освоил полеты в тандеме, и могу «взять их в полет».

Удивительно, но я не мечтал стать летчиком. Не скрою - провожал с открытым ртом пролетающие самолеты и как все деревенские ребятишки в детстве бегал смотреть на приземлившийся вертолет. Но что б самому летать!?

Я очень рад тому, что сегодня в моей жизни есть полеты на параплане!

Выражаю благодарность Телегину Леониду Алексеевичу. Леонид Алексеевич своим примером вовлек меня в этот увлекательный мир и научил многому.

Спасибо Виктору Рахвалову за тот первый мой полет.

Благодарю Андрея Зеркова за помощь в освоении параплана и особенно тандема.

Иркутск

Александр Рудых

21 сентября 2010 г.  

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»