Я часто захожу на сайт Иркутского Парапланерного Клуба и выступаю там.

Когда увидел на их форуме тему "Перелет Байкала" я сильно заинтересовался, так как это совпадает с моим стилем полётов. Мне интересны маршрутные полёты, перелеты. После беспосадочного перелёта в 415 км. через всю Болгарию мне было уже известно, что парамоторы и парапланы - отличное средство для медленного полёта по маршруту.

Получил визу, купил авиабилет "София-Москва-Иркутск" и обратно и пошел...

Леонид (Телегин) встретил меня в аэропорту, а мой багаж, к сожалению, пришёл на 4 дня позже, но, тем не менее, уже на следующий день я осваивал новую технику и приемы взлета на Байкале. Купол Хантер, мощный мотор Симонини дают возможность взлетать совсем по другому.  

Полный газ, откидываешься, пару шагов, клеванты зажимаешь и ....... летаешь ........

А я в Болгарии отработал прием старта "дикая свинья". Купол поднимаешь, бежишь, газу добавляешь до полного, бежишь, крыло уже тянет, бежишь, бежишь, уже в воздухе опять бежишь......... Понял, что так в Сибири не летают, да и не взлетишь....

 Первый день взлетал 15 раз!!!! Температура 15 градусов мороза. Потом понял, что всё это нормально.

Зимой, замершее озеро представляет собой хороший аэродром, совершенно горизонтальный и можно взлетать всегда против ветра, если он есть вообще.

Собралась группа хороших пилотов - Леонид Телегин, Андрей Зерков (Улан-Удэ), Андрей Ревенко (Салехард) и Андрей Куринин (Новосибирск).

Обсуждали маршруты и варианты перелета. Леонид предлагал маршрут Иркутск-Байкальск, Листвянка-Байкальск, но выбрали самый короткий путь для маршрута Листвянка-Танхой.

Три раза шли на Листвянку, но Байкал еще был не замерзшим и погода стояла неподходящая ……. Ветер 6-7 м/с, шёл снег. Один раз все таки поднялся, сделал фото Листвянки, примерзшие к причалу корабли, прошел 5 км. по пути к Танхою и вернулся. Крыло было порядочно набито снегом.

Пока ждали, когда замёрзнет Байкал, летали каждый день, как полные отморозки, и я получал днём большие дозы адреналина в кровь, который вечером разряжали водкой ...

Наконец, 6 февраля показался нам подходящим днём для очередной попытки. Андрей Ревенко уже уехал и решили через озеро (его кстати чаще называют морем) лететь втроем - Я, Андрей Зерков и Андрей Куринин. В Листвянке на льду разложили купола, собрали моторы, заправили баки топливом под самое горлышко. Ветер казался несильный 2-3м/с, боковой к маршруту. В GPS-е занесена точка Танхоя, опять все проверяем ...

Чувствуется напряжение. Условия взлета вроде идеальные, а не удается с первой попытки взлететь. Со второй попытки криво, коряво взлетел. Перехожу на ножное управление. Ложимся на маршрут. Я первый, Андрей Куринин за мной и Андрей Зерков, как видеооператор группы, в арьергарде (последний).

Видимость 40-50 км, лёд снова сковал могучий Байкал, солнце светит, красотища неописуемая!!! Температура привычная -15-16 градусов мороза. Работаю фотоаппаратом, часто поглядываю на GPS. Понимаю, что ветер сильнее чем в гавани и делая круг проверяю скорость на возврат. Ветер неслабый, но ещё можно с ним бороться. Моя скорость оказывается выше, чем у Андреев и по пути несколько раз делаю круги, дожидаясь их.

В этот полёт я еще раз ощутил, какая хорошая штука GPS. Несмотря на отличную видимость, без него я бы летел далеко от прямой. Боковой ветер сильно сказывался. Иногда подчиняясь "глупым" показаниям прибора делал поправки по курсу, которые потом (на компьютере) увидел, что были правильными. Точно на полпути была трещина вдоль озера во льду, шириной может быть 20 см. Летал и фотографировал, наблюдал за остальными и корректировал курс-высоту. Танхой приближался ... Над берегом сориентировался и пошел к вокзалу, сфотографировать его. Это было против ветра и я шел медленно, медленно, иногда останавливаясь на месте.1,5 км. отняли у меня 10 минут! Как сфотографировал сразу пошёл на Листвянку. Топливо израсходовал около трети, поэтому взял решение на возврат без дозаправки. На обратном пути скорость оказалась меньше. Опустил оба триммера полностью и прижался к левом свободном конце, чтобы меньше работать клевантами и управлять только весом.

Снизился и пошёл на высоте 2-5 метров. Чтобы уменьшить путь в воздухе стал очень точно выдержать курс. Оба Андрея отстали далеко сзади, но я как самой тяжелый снова стал думать о расходе топлива и не стал ждать их. Стараясь плавно работать газом, я шёл крайне низко над Байкалом, используя замедление ветра на предельно малой высоте, и преодолевал светло синие ледоломы, застывшие в красивых (но опасных) формах. Пришёл в Гавань Листвянки и начал радостно крутить спирали, восьмерки и боевые развороты. Вернулся назад и начал ждать в воздухе отставших друзей. Вдоль берега дал полный газ набрал метров 50 и ... двигатель заглох!!!!! В первое мгновение растерялся, но не сильно и начал выбирать место для посадки. Нажал на всякий случай кнопку стартера, и ... мотор заработал, как будто ничего не было. Пришли медленно, медленно два Андрея и мы все торжественно финишировали! Радость, обнимания, все как надо.

Причина остановки двигателя выяснили сразу. Вода! В бензопроводе у фильтра гуляла вода в объеме около 2 куб.см. Но у нас говорят "Все хорошо, когда кончится хорошо!"

Так сделали перелёт через Байкал. Первый. Уверен, что будут еще и много ...

Спасибо всем друзьям с которыми я познакомился и летал в Иркутске, и большое СПАСИБО Леониду Телегину за все!!!! За тысячи новых ощущений и приятных моментов ...

Венелин Стайков,

София, Болгария,

25.03.2004

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»