C целью испытания парамоторов и новых титановых глушителей на безопасность и надёжность при дальних полётах над тайгой, а так же по причине любопытства и просто под настроение я решил выполнить перелёт по маршруту Иркутск-Байкальск-Листвянка-Иркутск 22 марта 2004 г.  Общая протяжённость замкнутого маршрута составила чуть больше 200 км.

Полёт выполнялся при переменной облачности с высотой нижней кромки 1500 метров и верхней кромки 2100 метров, с парапланом Хантер-32, парамотором Тайга-2 (двигатель Мини-2 с титановым глушителем). В воздух была взято дополнительно 12,5 литров топлива, кроме 10,5 литра в баке. Силовая установка оборудована ножным управлением, а из дополнительных удобств можно отметить только перчатки с подогревом от генератора.

Время вылета 15:00, температура воздуха у земли составляла около 0, ветер северный до 5 м/с. Безопасность возлагалась на GPS, спутниковый телефон, моё благоразумие, готовность друзей прийти на выручку и на удачу. Полёт выполнялся в одиночку без сопровождения, как по воздуху, так и по земле.

К опасному участку пути можно было отнести участок от 20 до 50 км пути на отрезке

Иркутск-Байкальск. Основной риск связан не с гористым рельефом и возможностью посадки на лес (это привычные трудности), а с полным отсутствием дорог в этой лесистой местности и с толщиной снега от 1 до 1,5 метров (идти по нему практически нет возможности). В случае аварийной посадки на эту местность единственный способ эвакуации - вертолёт.

Для уменьшения рисков полёт над этим участком производился на высоте более 2100 метров. Полёт над облаками был без проблем, а вот при наборе высоты и снижении довольно ощутимо болтало.

Полёт над Байкалом и Иркутским водохранилищем выполнялся на небольшой высоте.

Первые 56 км пути полёт проходил со слабым попутно боковым ветром. Скорость достигала 45-51 км/час, а дальше, на отдельных участках полёта, скорость полёта падала до 28-30 км/час, что привело к пережогу топлива (вернулся я в Иркутск с 0,7 литра топлива в баке). 

Не смотря на длительность полёта, а она составила 5 часов 10 мин, особой усталости не наблюдалось, из чего можно сделать вывод, что это далеко не предел нахождения в воздухе с парамоторами данного типа, так что будем планировать дальнейшие эксперименты с полётами на сверхдальние расстояния. 

Организации и выполнение перелёта сложности не представляла, техника отработала отлично.

В заключение можно добавить, что было очень приятно видеть красоту Байкала и Прибайкалья.  Отдельное большое спасибо друзьям, которые мне помогали и которые за меня переживали, а так же удаче, которая не покинула меня во время перелёта.

Леонид Телегин, НОУ "Иркутский парапланерный клуб" 

2004 г.  

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»