Горный Алтай – жемчужина бескрайней Сибири. Горные вершины, сверкающие вековыми снегами; ледники, питающие чистейшей водой бесчисленные малые и большие реки; сотни озер, в которых по утрам как в зеркале отражаются снежные пики, горящие в лучах восходящего солнца.

Много людей, живущих в нашей большой стране, а так же иностранцев, стремятся на Алтай, полюбоваться первозданной природой, отдохнуть, на фоне этой потрясающей красоты.

Но больше всего народу стремиться на Белуху, самую высокую вершину Сибири, врата в Шамбалу. Гора спрятана от туристов высокими перевалами, длинными горными хребтами, быстрыми и гремящими, непроходимыми, порожистыми реками, с ледяной водой. К Белухе ведет лишь пара троп, берущие свое начало в деревне Кучерла, до которой ведет не самая лучшая грунтовая дорога.

Много лет мы планировали полет к вершине, но недостаток опыта, сомнения в матчасти, и вечно изменчивая погода в этом горном районе постоянно откладывали воплощение этой безумной идеи. Но свершилось – как-то, случайно находясь в Усть-Коксинском районе, стартанув пораньше на парамоторе, забрался повыше, чтобы сфотографировать панораму, и увидел Её, красивую и выделяющуюся среди окружающих вершин. Я заболел ею – несколько дней собирал в Инете описания маршрутов и дневники туристических групп, находил карты и получал консультации по району в клубе туристов, в GoogleMap просматривал весь предполагаемый маршрут и сверялся с GPS треками пеших походов, скаченных из Сети, и самое главное – по самым проверенным сайтам погоды вычислял день для полета.

Не прошло и недели, как мы вновь проезжали Уймонскую долину, но уже в сумерках, с целью до восхода успеть в самый конец этой пыльной и разбитой дороги,

в Тюнгур, откуда и начинаются все путешествия на Белуху. Отмотав из Новосибирска больше 900км, мы к полуночи переезжали подвесной мост через реку Катунь,

а еще через час уже спали в наспех поставленных по темноте палатках, на огромной поляне.

Скомандовал в 6 часов «подъем», народ, бурча стал собирать и заводить свои моторы

Наспех позавтракав «дошираком» и растворимым кофе, составляем план полета. Задача на сегодняшний день – пролететь как можно дальше вдоль хребта, по пути, для себя отмечая места возможных посадок на правом берегу быстрой Кучерлы, так как в случае приземления на левой стороне, возвращение будет долгим и беспокойным. Так же надо было оценить работу своих моторов в различных режимах и определить примерный расход топлива.

Часам к 7ми народ начал стартовать. Несмотря на легенький ветерок, не выспавшийся, измученный долгой дорогой народ, стартовал неуверенно, коряво и даже с небольшими поломками. Устав метаться между ними, помогая расстелиться и запуститься, наконец, взлетел и я.

Сразу взяв курс по центру ущелья, с очень медленным набором, не напрягая мотор, полетел в сторону Кучерлинского озера, откуда вытекает категорийная бурлящая река. Постоянно по приборам оценивая свою воздушную скорость, и скорость перемещения по ЖПСке, прикидывая места наибольшей вероятности попадания в зону турбулентности, непрерывно щелкая фотоаппаратом, наслаждался красотой открывающихся видов.

Вот уже пролетел первые 20 км. Ущелье делает поворот и стартовая поляна, скрывается за отрогами.

Еще немного пролетев, выхожу на высоту хребта слева – он мне интересен, так как по нему идет пешеходная тропа, по которой намечен выход в случае посадки. Саму Гору еще не видно, ее скрывают нагромождения скал за перевалом Каратюрек, зато прекрасно видно само озеро и начало Катунского хребта.

Высота медленно растет, вот уже перевалил за 3000м, в ущельях виден нерастаявший снег, по верху хребта уже нет даже кустов, только жиденькая травка. Вот подо мной из озера быстрым потоком вырывается Кучерла, на берегах видны палатки и катамараны. Приглядываю возможность посадки. Наличие людей успокаивает, и я решаюсь на продолжение полета. Очень крутые осыпающиеся склоны сплошной насыпью уходят под воду, мест для посадок просто нет, но есть маленькая тропка для выхода – хорошо, что есть запас высоты. Уже больше 40км от старта, а высота 3400 метров над уровнем моря и я вылетаю в гигантский цирк западной стены Белухи. Поражает вертикальный ледосброс высотой более 800 метров, образующий внизу раскинувшейся долины массивный ледник в который с окрестных склонов тоже сползают нагромождения льда. Фотографирую панораму и лечу назад – сделал больше, чем хотел.

Иду тем же путем, почти не сбрасывая высоту.

Хребет уже справа, и видно как по нему тут и там бегут ручьи, впадающие в маленькие, спрятанные между камнями озерца. Что интересно, все они разного цвета – есть и синие, и белесые, и с зеленоватым оттенком воды. Очень интересно видеть сразу трехцветное озерцо, пока вода не перемешается и дальше не побежит вниз по склону.

Хребет уже заметно ниже, и я могу подробнее рассмотреть долину реки Ак-Кем, собственно, куда и сползает Ак-Кемский ледник с северной стороны Белухи. Пытаюсь выйти на хребет, но тут же возвращаюсь на исходный курс, так как давно взошедшее солнце, несмотря на ранний час, уже достаточно прогрело эти скалистые склоны, с которых сходят потоки – становится просто небезопасно, а моя задача вернуться без приключений.

Прохожу поворот ущелья и вот уже вдалеке видна наша поляна, и так же устойчивая радиосвязь с лагерем. Проходит еще достаточно времени, и я пытаюсь с выключенным мотором приземлиться, что не сразу получается, по причине обширного восходящего потока сходящего с нашей поляны. Приходится скручивать тугую, до свиста в ушах, спираль чтобы оказаться на земле.

Лагерь уже достаточно обустроен – кипит котелок, нарезана колбаса, пенится пиво. Народ тупит кто в шезлонге, кто на спальнике. Уже договорились с местными, и парочка самых отвязных, решилась на конную прогулку до перевала, с которого в хороший бинокль в ясную погоду можно увидеть краешек Белухи.

Занимаемся мелким ремонтом и подготовкой к завтрашнему полету. Скотч – незаменим как конструкционный материал – ввиду отсутствия поблизости аргоновой сварки, скручивается ограждение, поломанное в результате неудачной центровки одинокого пня в момент старта, сматываются кончики винта и тд.

На крыле размещаю видеоглазки, и за несколько пробных вылетов определяется оптимальное их расположение, для съемки в наиболее удачном ракурсе.

Нам сильно повезло, что в Тюнгуре живет местный парапланерист Аркадий, который водит на Ак-Кемское озеро группы, участвовал во многих забросках на вертолете различных экстремалов, и как пилот смог более детально рассказать особенности аэрологии вблизи самой Белухи, а также возможные пути выхода. А самая главная его помощь состояла в том, что несмотря на назначенную на день нашего полета свадьбу своего сына, не поленился, и в 5 утра уже помогал нам со стартами.

Утро 20го июля встретило нас звенящей тишиной, обильной росой и плотным туманом. Пока собирались, раскладывались и запускались, крылья основательно промокли.

Старт был очень тяжелым, но получился с первого раза, несмотря на полную дополнительную канистру с бензином расположенную спереди, и в довесок почти 7 кг разного фотовидеоЖПСварио оборудования с аккумуляторами и шнурами. Стартовав первым, плавными спиралями набираю высоту, попутно переходя на ножное управление, включаю видеокамеру и прочие прибору… Жду когда стартанет большая часть народа. Интересно наблюдать сверху, как, рассекая туман, в небо поднимаются цветные крылья. Вот самый нетерпеливый рванул в сторону ущелья, и вся ватага ринулась вслед. У меня достаточный запас высоты и тоже выхожу на курс.

Медленно проплывают вчерашние пейзажи, не такие освещенные еще только появляющимся солнцем. Народ набирает высоту и мы летим к перевалу.

У каждого свое задание – в соответствии с опытом и надежностью мотора. Первая пара сопровождает нас до поворота и возвращается в лагерь «сидеть на рации», вторая сворачивает назад на перевале Каратюрек (3200м), и только я и Игорь долетаем до Ак-Кемского озера, после чего возвращаемся…

Но природа вносит свои коррективы – над хребтом уже заметно турбулит, и проходя с небольшим опозданием за мной, Игорь попадает в мощный нисходящий поток, в котором при полностью выжатом газе опускается со скоростью –3м/с. У меня же напротив постоянный набор, при еле жужжащем моторе.

Скомандовав ему по рации выгребаться и валить назад, продолжаю намеченный полет. Широкими спиралями, плавно набирая высоту, сношусь в сторону Белухи. Вид конечно потрясающий, ногами тут столько не обойти и не увидеть. Подо мной палаточный лагерь и вагончики спасателей, уже давно за 3500, и я решаюсь на авантюру – лечу к Двухглавой Горе.

Северная стена просто завораживает, видны все трещины сходящего ледника, где-то маленькими точками мелькают палатки восходителей. Я давно выше уровня инверсии, ничего не трясет, в воздухе спокойно, видимость – до горизонта. Просто сказка.

3800. Пытаюсь резиновой грушей через шланг перекачать топливо из резервного бака в основной, чтобы набрать выше вершины и при возможности совершить ее облет… Но то ли разряжение сильно большое, то ли слабость от высоты, а может минусовая температура сделавшая резину задубевшей, не дают перекачать топливо. Бросаю это действо, решая набрать сколько получится, а потом разберемся что делать.

Стена совсем рядом, видны трещины на карнизах надутого снега, уже выше седла между двумя вершинами, через которое виден зеленый Казахстан.

Ослепительно сверкают ледники, сходящие с восточного склона. Это стоило увидеть.

По высотомеру, уже где то на уровне вершины (4506м), но слегка не дотягиваю, и тут кончается бензин, и мотор глохнет.

Я начинаю планировать со скоростью –4,5м/с вниз, как на запасном парашюте, и вперед 42км/ч. Сказывается разряженность воздуха. Примерно оценивая глиссаду, вижу, что дотягиваю только до края ледника, а до палаток на озере еще идти и идти. Перспектива пешего моциона с мотором за плечами меня не радует, и я прижимаюсь к освещенной стене, где к радости своей нахожу спасительный восходящий поток. Снижение заметно уменьшается, и я устойчиво иду вдоль хребта. В какой-то момент начинает стабильно поднимать, и я вижу возможность перемахнуть через хребет без тяги мотора.

Бросаю эту мысль и приземляюсь в палаточный городок у озера. Выглядевшая с воздуха такая манящая зеленая полянка, оказывается затопленной по щиколотку, и я с поднятым крылом бегу по воде к сухому месту.

Только что проснувшийся народ был сильно удивлен такому прибытию, но горячего чаю не отказали. Чай был очень кстати, так как основательно замерз, а по причине раннего утра на высоте 2300, где располагается озеро, тоже было не совсем тепло. Побродив и сфотографировав окрестности, переливаю бензин в основную канистру, меняю кассету в камере, готовлюсь к старту.

Электростартер – великая вещь! Крыло поднимается на раз, но вот мотор совсем не набирает оборотов. Разряжение. Чувствуется, что богатая смесь сгорает не полностью, тяги мало, но она растет, а я все бегу, и начинаю уставать. Вот уже кромка воды, и я в воздухе. Хоть бы мотор не чихнул. Но растет скорость, появляется устойчивый набор, и я начинаю набирать высоту зигзагом по освещенной стенке. Множество водопадов несется по камням вниз, лечу совсем близко, и в каждом озерце вижу тень от своего крыла.

Выбираю на хребет, и здесь становится совсем сэксуально, постоянно ловлю крыло над головой, иду на малом газе. А что удивительного? Я вчера тут был на час раньше, и уже трясло, а сейчас турбуляка еще злее. Стиснув зубы, прохожу в долину Кучерлы, и вот я почти дома.

Совсем скоро я докладываю по радио, потерявшим меня товарищам, что цель взята и все ОК. Слышу радостные крики и поздравления.

Посадка. Поздравления. Лагерь свернут – все только ждали меня.

Грузимся по машинам и едем в Чемал, праздновать удачное завершение спонтанного мероприятия.

Итоги – паратуризм вполне возможен, даже в таких сложных горных условиях, когда от старта до вершины 56 км по прямой, и набор высоты больше 3000м. Самое главное чтобы команда была достаточно подготовлена и матчасть не подвела.

Со мной летели: Игорь Шадуро, Егоров Валентин, Мартынов Михаил, Савельев Андрей и Маленов Андрей – славная команда Новосибирского парамоторного клуба ASA.

Особая благодарность производителям парапланов Хантер, Московской фирме ASA, за легкий старт и безопасный полет, а также Иркутскому парапланерному клубу за бесперебойную работу моторов и хорошее обслуживание.

Отчет предоставлен Курининым Андреем руководителем Новосибирского парамоторного клуба ASA Сибирь.

Источник

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»