Хочу рассказать Вам про мой высотный полёт 15-го ноября 2003г. 

После того, как в августе этого года достиг без какой-либо подготовки 4106 метров (высота над уровнем моря по GPS) над городом Монтана, начал мечтать о большей высоте. В этом первом высотном полете, я был экипирован для полёта как обычно: крыло "Нова Карбон L"; парамотор "Пагоджет" со стандартным пропеллером. Медленно набирал высоту жарким летним днем до окончания бензина.  

Из этого полета сделал несколько выводов. Рекорд лучше делать в холодный день с высоким атмосферным давлением (более плотный воздух). С более большим крылом - "Карбон L" перегружаю больше 20 кг., это даёт скорость, но для высотного полета она мне не нужна. Пропеллер с более большим диаметром и шагом. Я не маленький человек (186 см. и 95 кг.) и мне нужен каждый килограмм тяги, которую может дать парамотор. С новым винтом (на 2 см. больше в диаметре), изготовленный по моему заказу, "Пагоджет" дал на 5 кг. тяги больше!!! при более низких оборотах (уменьшились с 3660 до 3460 оборотов в минуту). А это экономия горючего, т.е. больше времени будет работать двигатель с одним баком и больше вероятности достичь высоты. Надо откорректировать качество горючей смеси (высотный корректор карбюратора). Без него, при поднятии на высоту, горючая смесь обогащается, т.к. содержание кислорода уменьшается, а диафрагма карбюратора продолжает давать то же самое количество бензина и двигатель на высоте 5000-6000 метров может захлебнуться. Знаю, как сделать, но... Просто обеднил немного смесь на старте, с целью, чтобы на 3000-4000 метров была нормальной, а еще выше слегка обогащенной (для получения максимальной мощности).  

Из этого полета и ранее прочитанного мне было ясно, что к холоду надо серьезно подготовиться. Оказалось, маска, два комбинезона, перчатки - вообще недостаточно.

С кислородом и дыханием надеялся, что проблем на 6000 метрах не будет. Все-таки я не альпинист, который поднимается пешком. Но поинтересовался о симптомах и последствиях кислородного голода. Решил не рисковать и быть внимательным. 

Выбор места для опыта должен быть в стороне от воздушных трасс. Ведь предстоит подъём на высоту, на которой летят некоторые самолеты. Не надо их пугать своим присутствием. Столкновение мало вероятно.

Решил, что днем полёта будет суббота (15.11.2003). Погода была обещающей. Температура утром +5 tC, почти безветренно, плотная облачность. Прогноз о наступлении теплого фронта с юго-запада. 

К обеду я с двумя друзьями прибыл на место старта - один старый заброшенный военный аэродром. Высота над уровнем моря 644 метра. 

Пока готовимся, начинает моросить. Надеюсь, что облака тонкие и быстро их пройду. Ветер южный 2-3м/сек и перпендикулярен взлетной полосе, но это не проблем для моего "самолетика". 

С двух шагов наполняю крыло, и оно поднимается. Даю полный газ, разбегаюсь и через 5-6 метров взлетаю. Газ! Через 15 секунд на 30-ти метровой высоте занимаю удобное положение, делаю поворот над полосой, проверяю приборы, устанавливаю постоянный газ (круиз-контроль) на 3000 об/мин., регулирую тримеры на медленную широкую спираль и поднимаюсь... 

Мотор работает как часы. Ветер понемногу относит меня на север. Это меня не смущает, потому что имеем договоренное место для посадки на 40 км. севернее места старта. На высоте 1000 метров прохожу самые низкие облака. Надо мной плотная пелена. На 2000 метров вхожу в плотные облака и теряю землю. Влажно и только белый диффузный свет. 

Психологически подготовился (я так думал) к слепому полету по приборам. Не приятно! Кручусь в белизне и медленно поднимаюсь. Смотреть нечего, кроме приборов. Поднимаю обороты на 3400, что бы пробить быстрее облака. GPS показывает странные данные. Задал широкую спираль, а прибор ее не отсчитывает. По нему меня относит совсем в другую сторону (к горе Витоша около Софии). Испортился что ли? Стало очень холодно рукам. Достаю тайное оружие - отопления для рук, которое купил в Швейцарии. Представляет два бумажных мешочка, наполненных железом, солью и углем, которые при разгерматизации упаковки греют в течение 7 часов. 

Новая проблема! Обледенение. По стропам, по параплану, по мне. Передвигаюсь как "албанская подводница", вверх-вниз, вверх-вниз (смотрите примечание). Газ на максимуме, но обороты падают с 3400 на 3200. Вдруг ощутил легкое сотрясение парамотора и увеличение вибраций (мой адреналин на максимуме). Это длится секунды, вибрация исчезает и ... мотор набирает обороты. Сразу объясняю себе: пропеллер собирает лед, аэродинамическая перегрузка двигателя и его обороты падают. Когда собирает критичную массу, центробежная сила превышает силу сцепления и лед падает. И так несколько раз. Успокаиваюсь, но видимости всё ещё нет. Набираю высоту. 

Наконец-то выхожу из этого "ада". Кусочки льда падают. Медленно появляется солнце. Светит, но не греет. На 3500 появляется видимость. Красота неземная! Ищу ориентир. Но везде только облака. GPS упрямо показывает только северо-восток. 

Облака становятся реже. Вижу склон горы около Софии. Узнаю знакомые сёла. Приношу извинения GPS-у, его показания верны. Просто на высоте ветер больше, 50-60 км/ч., юго-западный. 

Вместе с облаками дрейфую на восток и ничего не могу сделать. Из-за своей глупости сделал на высоте 5000 ошибку. Постарался идти к своему дому (на запад) и оставил место, где хорошо шел вверх. Попал в мощный нисходящий поток и на полном газу снизился на 4560 метров. Повернул по ветру и со скоростью 90 км/ч. иду на восток. Там без проблем поднимаюсь со скоростью 1,5-1,8 м/с.. Как на лифте достигаю 5500 метров. 

Температура 12 градусов мороза. Вроде бы не холодно, но вентилятор на спине дует и прижимает с 70!!! кг тяги в спину. Здесь сильно замерзаю. Ноги и губы теряют чувствительность, голову стягивает (начинает болеть). Зеркало забыл и не знаю, сколько топлива у меня. Надо спускаться пока мотор работает, а то приземлюсь где-нибудь на горе или в самом большом водохранилище Болгарии (40 км. юго-восточнее Софии), которые подо мной. 

Задержался на 10 секунд на высоте 5514 метров и отпустил газ. Трехголовый зверь Кёниг (милый) послушно перешёл на 900 оборотов в минуту. Пусть заслуженно отдыхает. Сделал большие уши и полетел вниз со скоростью 4-5 м/с. Мой тандем - Паша 2, доставил мне кайф, т.к. раз сделанные уши так сами и стоят. Надо накачать клеванты, что бы они выправились. Отпустил и тримеры для скорости. 

Через 30 минут приземлился около дамбы водохранилища. Снижение над водой не очень приятное, но я знал, что внизу ветер будет слабее и продвинусь против ветра. Приземлился нормально на полянке около ресторана на удивление проезжающих и хозяев ресторана. В баке осталось 4 литра бензина. 

Знаю, что официально зарегистрированная высота, достигнутая с парамотором - 5333 метра, около горы Килиманджаро в Африке двумя фирменными профессиональными пилотами. 

Мой полёт был в трудных метеоусловиях. Поймал меня нисходящий поток (если бы не он, то бы достиг 6000 метров) и я тяжеловат. С меньшим весом, с этим же парамотором и меньшим крылом было бы легче. 

Я очень счастлив и хочу это разделить с Вами, мои читатели, которым это было достаточно интересно, и Вы прочитали статью до конца. 

Венелин Стайков, София, Болгария, 17.11.2003

http://venko.evrotur.net (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»