Первый парамотор у нас в области появился в 1997 году. Начали мы летать на нём как все пилоты, для удовольствия от полёта и, в соответствии с рекомендациями. Летали мы на них только над полем или надо льдом зимой.

В феврале 1998 года нас попросили произвести учёт зверя в одном из охотничьих хозяйств. Летать пришлось на высоте 250-300 метров в ветер 4-5 м/с над зимней тайгой. Честно говоря, болтало, было страшно при мысли о возможном приземлении на лес. Но именно эти полёты перевернул мою жизнь и жизнь моих друзей. Картина, которую я увидел до сих пор в деталях стоит перед моими глазами.

За 1 час полёта мне удалось найти 13 изюбрей по одному-два штуки в разных местах. Часть из них убегала, но не сильно торопясь. Часть уходила, посматривая на меня. Пара быков унеслась на такой скорости, что догнать их было невозможно. Но один, громадных размеров бык, с огромными рогами, совершенно откровенно разглядывал меня, и длилось это около 10 минут. Трудно передать ощущения человека, который впервые видит громадного изюбря в лесу и имеет возможность его рассматривать, видеть его глаза, видеть, как пар идёт из ноздрей и рта, и понимать, что его самого изучают.

С тех пор мы многому научились. Наш общий налёт на парамоторах над лесом на июнь 2001г. составил около 2000 часов. Научились управлять парамотором ногами (и это намного удобнее, чем руками, они свободные). Стрелять волков с воздуха, производить видеосъемки и фотосъёмку, садиться на лес, снимать с деревьев парамоторы и парапланы без помощи других людей, взлетать с лесовозных дорог, дорабатывать двигатели до уровня, что они практически перестали отказывать (жизнь заставила) и, в конечном счёте, начать их просто производить самим.

Честно говоря, охотиться на волков меня побудил спор. По условиям спора я должен был добыть волка с парамотора в течение 10 лет. Случай представился всего через 3 месяца.

Летая в глухой тайге в начале июня, примерно в 11 часов дня над вырубом я заметил несущегося на дурной скорости зайца. А нестись было от чего. На расстоянии 5-8 метров за ним гнался волк, как потом выяснилось молодая волчица. Первое впечатление было, что зайца преследует собака, т.к. до этого волка я не видел, но, вспомнив о том, что до ближайшего жилья около 100 км, я сообразил, что собаки здесь быть не может, что в дальнейшем и подтвердило "вскрытие". Разумеется, что именно погоня волчицы за зайцем и не позволило ей во время меня заметить (внимание максимально сконцентрировано на жертве).

Выскочив на лесовозную дорогу, заяц резко повернул влево и полетел прямо по дороге, волчица за ним. Надо сказать, что дистанция между ними сокращалась очень быстро. Немного довернув, я сделал первый выстрел. Но, то ли из-за волнения, то ли из-за болтанки, но я промахнулся. Удара полуоболочечной пули из "Тигра" о землю хватило, чтобы волчица прекратила преследование и остановилась. Два последующих, почти сразу произведённых выстрела попали в волчицу и ранили её. Несмотря на ещё 6 выстрелов, а точнее промахов, волчице удалось спрятаться.

Поиск её с воздуха результата не дал и я улетел.

Вернулся на выруб я через час и, произведя посадку на ту же дорогу, где только что волчица охотилась на зайца и где так быстро решилась её судьба, пошёл заниматься поисками волчицы. Надо отдать должное умению волков маскироваться. Я прошёл от неё примерно в 3-4 метрах и не заметил. И только когда остановился и стал осматриваться, она не выдержала и попыталась убежать. Но стоя на земле стрелять легче…

Советы и выводы. Телегин Л.А.

Хотелось бы начать с оговорки о том, что я не в коем случае не претендую на истину в последней инстанции и буду искренне благодарен любому человеку, который как-либо дополнит или оспорит мои соображения и опыт.

Во первых, я бы рекомендовал для охоты использовать зимнее время года (благо, что парамотор позволяет летать и при температуре до -40 гр.), особенно во время брачных игр. Исключением не являются местность с короткой травой или открытые участки тундры.

Во вторых, охоту на волков лучше вести бригадами, а именно 1-2 параплана в воздухе смогут вести стрельбу, а 1-2 снегохода на земле смогут, идя по следу, заставить двигаться волков и, тем самым подставиться под пули пилотов.

Другие соображения на этот счёт.

Имея возможность стрелять с одноместных и двухместных парамоторов, мы пришли к выводу, что удобнее и качественнее стрельба с одноместного парамотора, но желательно, чтобы парамотор был оборудован ножным управлением.

Пилот парамотора и водитель снегохода должны иметь не только связь через радиостанции, но и GPS, которыми, конечно же, должны уметь пользоваться. И тот и другой должны внести перед охотой точку старта в память GPS.

Пилоты и водители снегоходов должны иметь хорошие, двухслойные очки без светофильтров (лучше всего для этого подходят очки для мотокросса). К очкам желательно нашить достаточно жёсткую ткань так, чтобы она во время полёта не касалась лица, но его не обжигал ветер.

Кроме этого пилотам лучше всего иметь муфту, куда можно спрятать руки. Если на моторе есть генератор, то совсем не помешает сделать одежду с подогревом. Дистанция для открытия огня, как с нарезного, так и с гладкоствольного оружие, до 80 метров.

Стрелять лучше всего с помощью коллиматорного прицела, но перед стрельбой обязательно проверить, не столкнётесь ли вы с деревьями, линиями электропередачи и другими препятствиями.

ПРОВЕРКУ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ КАЖДЫЕ 5-10 СЕК!

Не забывайте в азарте погони посматривать на остаток топлива в баке.

Стайка ворон в тайге крутится, как правило, над свежей добычей волков. А волк, не уходит от добычи далеко, пока не доест её. Когда волк сыт, то бегает плохо.

Думаю надо исходить из того, что волк нас не боится и просто не хочет связываться. Те, кто раньше охотился на волков с вертолётов, говорят, что он способен не только забираться в валёжник, но и закапываться в снег в чистом поле или же прижаться к стволу отдельно стоящего дерева, стоя на задних лапах.

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»