В сентябре 2017 г. исполнилось пять лет с того дня, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выполнил знаменитый полет на дельталете с журавлями. Новость эта тогда облетела весь мир, и многие новостные кампании начинали свои передачи с кадров полета нашего Президента. А началось все за год с небольшим до этого события.

В начале июня 2011 года, на праздновании сорокалетия Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУГА) ко мне обратился Руководитель Росавиации А.В. Нерадько с просьбой подготовить аналитическую справку по безопасности полетов на дельталетах. На мой вопрос о том, для чего это нужно, Александр Васильевич ответил, что хотел бы поучиться летать на дельталете. Меня это немного удивило. Дело в том, что после окончания МИИГА, который позже стал называться МГТУГА, я остался работать в научном секторе института, в котором мы еще в студенческие годы, при полной поддержке руководства института, создали дельтапланерный клуб. В то время Александр Васильевич был студентом механического факультета МИИГА, занимался легкой атлетикой, но к дельтапланеризму особого интереса не проявлял. Тем не менее, справка была подготовлена и, по всей видимости, в дальнейшем сыграла положительную роль в принятии некоторых решений.

Полеты относятся к видам деятельности человека, связанным с повышенным риском. Иногда, особенно на бытовом уровне, считается, что полеты, тем более на таком летательном аппарате как дельталет, особенно опасны. На самом деле это не так. Летать на дельталете, конечно опаснее, чем ездить на легковом автомобиле, но гораздо безопаснее, чем гонять на мотоцикле. Проведенные исследования показали, что заниматься дельтапланерным спортом безопаснее, чем, например, горными лыжами или конным спортом. Эти мысли вместе с обоснованием и были приведены в моей справке.

Через некоторое время у меня запросили летные документы на меня и моих помощников, а также характеристики и документы на дельталеты.

Шел июнь, начинался отпускной период, и уже были куплены путевки на полторы недели на прекрасный солнечный Крит. Но в одно воскресное утро мне позвонил Александр Васильевич Нерадько и попросил подъехать к Росавиации. Мы встретились, и он сказал, что уже в следующую пятницу нужно быть на Валдае с дельталетом. Это было неожиданно для меня, ведь в кармане были билеты на самолет буквально через три дня, о чем я известил Александра Васильевича и попросил перенести поездку на Валдай на другое время. «Игорь Валентинович, сдайте билеты. Когда Вы увидите, с кем придется летать, Вы все поймете!» - ответил он. После такой фразы Александра Васильевича у меня не осталось аргументов. При таком раскладе, по моим ощущениям выходило, что летать мне придется либо с В.В. Путиным, который занимал в то время должность председателя Правительства Российской Федерации, либо с Д.А. Медведевым, занимавшим должность президента страны. Так что Крит подождет, да и отпуск тоже! Получив от Руководителя Росавиации инструкции, я должен был на следующий день явиться в Дом Правительства Российской Федерации на собеседование. Вернувшись домой, сел за компьютер, чтобы изучить место, где предстояло летать. На карте Гугл Планета Земля на противоположном городу берегу Валдайского озера, напротив Валдайского Иверского монастыря, можно разглядеть участок с посадочной площадкой и стоянками для вертолетов. Я прикинул длину вертолетной ВПП – около 120 метров. Более-менее открытые подходы. Взлетать и садиться на колесном дельталете вроде можно, если очень нужно, а вот для обучения не подходит. Должна быть обеспечена возможность безопасной вынужденной посадки в случае отказа двигателя. Но есть небольшой пирс с понтоном и подходы к берегу озера. При полетах над озером на поплавках внизу огромная водная поверхность и безопасная посадка обеспечивается в любой точке.

Утром, надев костюм, отправился в Белый дом. Задачу ставил мне Алексей Геннадьевич Дюмин, бывший в то время руководителем одного из подразделений ФСО. Нужно было за месяц-полтора научить Владимира Владимировича Путина летать на дельталете. Высказав свои соображения по проведению обучения, я не посчитал уместным спрашивать, для чего это нужно. В 2012 году должны были состояться выборы Президента и возможно готовилась пиар-акция, а возможно у Владимира Владимировича, как у активного и любознательного человека, просто было желание поучиться летать на дельталете.

На первый выезд было решено взять два дельталета, один на поплавках, второй на колесах. В пятницу, загрузив дельталеты в наш клубный грузовой микроавтобус, мы втроем отправились на Валдай. Со мной поехали Олег Чернигин и Дмитрий Романов, на которых ложилось все техническое обеспечение наших полетов. На место мы приехали заранее, чтобы успеть собрать аппараты и сделать пробные полеты. Сделав пару полетов с вертолетной площадки, в том числе, с полной нагрузкой вдвоем, я убедился, что взлететь и сесть можно, но безопасность при отказе двигателя не обеспечивается. Маршрут полета на дельталете должен быть построен таким образом, чтобы в любой его точке можно было выполнить безопасную посадку. В жизни часто приходится нарушать это правило, летать над лесом, горами, водоемами, но это тогда, когда существует необходимость поступать именно так, и нет другого способа выполнить поставленную задачу. Но при обучении нельзя подвергать курсанта повышенному риску. Ведь обучение всегда можно и нужно проводить над полем или аэродромом. Выполнив несколько полетов с воды и осмотрев акваторию, я убедился, что в нашем случае дельталет на поплавках - это наиболее подходящий вариант. Однако до этого мы всегда учили курсантов сначала в колесном варианте. На дельталете с поплавками выпускали уже подготовленных пилотов, после инструктажа и, при необходимости, ознакомительных полетов. Поэтому поплавкового варианта, оборудованного спаренным управлением, обеспечивающим возможность управления дельталетом и оборотами двигателя в воздухе и при рулении с обеих мест, у нас в наличии не было. Полноценное управление обеспечивалось только с переднего сиденья, а с заднего можно было лишь контролировать пространственное положение и скорость. В этих условиях сажать недостаточно хорошо подготовленного курсанта сразу на переднее сиденье нельзя. Но на сухопутных дельталетах, также не имевших спаренного управления, методика подготовки курсанта сначала с заднего сидения с пересаживанием его потом на переднее ранее была отработана. И сейчас просто нужно было начать все это на поплавках.

Отправляясь на первую встречу, я взял с собой две фотографии, на одной из которых был изображен дельталет специального назначения с пулеметами, разработанный для специальных операций, а на другой - дельталет, летящий с журавлями. Этими фотографиями можно было наглядно представить уникальный диапазон возможного применения дельталетов от экологических программ до военного дела. Владимир Владимирович принял фотографии. Дельталет с вооружением ему уже показывали в центре специального назначения. А фотография полета с журавлями вызвала интерес, и было задано несколько вопросов.

Вечером установилась благоприятная тихая погода, и мы выполнили с Владимиром Владимировичем первый ознакомительный полет. За свою жизнь я принимал участие в подготовке нескольких сотен пилотов дельтапланов и дельталетов. Кого-то я готовил полностью, кого-то на отдельных этапах. Кто-то легко осваивал полеты. У кого-то не получалось. Были и такие, которые в начале панически боялись высоты, «зажимали управление», прилагая чрезмерные усилия. Это нормальная реакция различных людей на необычные условия полета, в которых они оказывались. Представьте себя на табуретке, которую подняли на триста метров высоты. И вы приблизительно поймете, что может чувствовать человек, впервые поднявшийся в небо на дельталете. Главная задача инструктора при ознакомительных полетах, показать, что полет безопасен, что дельталет может лететь с освобожденным управлением и никуда падать не собирается, показать всю красоту полета. Постараться объяснять все просто и доступно и сделать так, чтобы обучаемому понравился полет, чтобы он почувствовал всю его непередаваемую словами прелесть и свободу, которую ощущает человек, получивший возможность перемещаться в трех координатах. Как правило, после нескольких правильно построенных занятий, страхи уходили, появлялась необходимая раскованность и, казалось бы, совсем безнадежные курсанты, начинали уверенно летать. Но бывали и такие, которые не могли побороть страх, летали через силу или оказались просто профессионально непригодны. Причем, как ни странно, такие люди встречались и среди бойцов подразделений специального назначения, которых мне также приходилось готовить. Если человек боится летать и не может преодолеть свой страх, то летать ему не нужно. Чтобы хорошо летать нужно любить полеты.

Для меня все ученики всегда были одинаковы. И готовясь к полетам с Владимиром Владимировичем в качестве инструктора я настроил себя относится к нему как к обычному ученику. Времени заниматься теорией на земле у нас не было. Поэтому краткий инструктаж перед полетом и все объяснения были в воздухе. В первом ознакомительном полете продолжительностью около 30 минут мы набрали около 600 метров высоты, прошлись над монастырем и по периметру озера. Я показал, как дельталет может устойчиво лететь с освобожденным управлением, объяснил азы управления. Владимир Владимирович потренировался выдерживать дельталет в полете по прямой.

На старте присутствовал А.Г. Дюмин и два или три офицера из личной охраны. На акватории озера дежурила пара катеров с аквалангистами. Не лишняя мера безопасности при полетах над водой.

Владимир Владимирович вел себя довольно просто. Присев на бордюр пирса, надел перед полетом спортивный комбинезон. В воздухе чувствовал себя расковано и явно не испытывал напряжения, что редко кому удается в первом полете. Было заметно, что в воздухе ему понравилось.

По выходным вместе с моими помощниками мы отправлялись на Валдай. Через некоторое время, стало ясно, что обучение будет всерьез и надолго. За месяц научить человека летать конечно можно, но для этого нужно проводить занятия каждый день или через день. Выполняя же по несколько полетов в выходные, да с перерывами, обучение невозможно уложить в один два месяца. К тому же погодные условия не всегда позволяли выполнять учебные полеты. Также стало ясно, что перенос учебных полетов на военный аэродром в Хотилово, где можно было использовать учебную модификацию сухопутного дельталета со спаренным управлением, по ряду причин не представляется возможным. Но безвыходных ситуаций не бывает, и для продолжения обучения был заказан дельталет с поплавками со спаренным управлением. К сентябрю этот дельталет, получивший название «Поиск-06ПП» был готов. Буквы ПП означали Президент Путин. И мы успели в сезон полетать на этом новом аппарате, на котором обучение пошло быстрее. На полеты Владимир Владимирович часто приезжал, сидя за рулем сам. При этом мог приехать и на ретроавтомобиле, и на мотоцикле. За лето мы провели в воздухе более восьми часов. И Владимир Владимирович уже достаточно уверенно управлял дельталетом от этапа взлета до захода на посадку. Иногда мы набирали с ним до 1500 метров и поднимались выше облаков, имевших разрывы, в которые было видно землю. Перед каждой летной сменой выполнялся вылет на разведку погоды. Иногда в такие полеты отправлялись в качестве пассажиров офицеры службы охраны и даже некоторые генералы. Слетал на дельталете и Алексей Геннадьевич Дюмин.

С наступлением холодов осенью учебные полеты были временно прерваны. Мы разобрали дельталет, произвели его консервацию и оставили в одном из ангаров вместе с мотоциклами и другой техникой.

В начале лета 2012 г. полеты были возобновлены. Надо отметить, что Алексей Геннадьевич с самого начала неодобрительно относился к нашим полетам, что было вполне нормальной и правильной реакцией человека, отвечавшего за жизнь первого лица государства. Перед началом полетов в 2012 г. у нас состоялась беседа. Алексей Геннадьевич мне откровенно сказал, что пытался отговорить президента продолжать полеты, приводя различные аргументы почему этого делать не нужно. Но убедить Владимира Владимировича отказаться от полетов он не смог. И теперь безопасность первого лица государства во многом будет зависеть от меня. Меру своей ответственности я хорошо понимал. Но от ответственности никогда не бегал. Поэтому мне оставалось только заверить Алексея Геннадьевича, что я приложу все усилия для того, чтобы наши полеты были максимально безопасными и обеспечу, как минимум, десятикратный запас по этой самой безопасности. Полеты совершать только в идеальную погоду, на десятикратно проверенном аппарате и при абсолютной моей уверенности в себе и в полной безопасности.

В начале лета Владимир Владимирович поинтересовался развитием проекта «Полет надежды», заключающегося в использовании дельталета для восстановления популяции белого журавля-стерха на полуострове Ямал, и выразил желание познакомится на практике с тем, как проводятся работы по этому проекту. Учебные полеты над акваторией Валдайского озера на дельталете «Поиск-06ПП» были продолжены. Обитатели и посетители Валдайского Иверского монастыря могли регулярно видеть, как в небе над озером утром и вечером парит дельталет. Но вряд ли кто-то из них догадывался о том, что этим аппаратом управляет Президент России.

Учебные полеты продолжались, а в Окском заповеднике началась подготовка птенцов журавлей к перелету за дельталетом с севера к месту зимовки.

Идея использования дельтаплана для лидирования птиц не нова. Еще в далеком 1997 г. мне довелось полетать на дельталете в Новой Зеландии. Возвращаясь назад в авиалайнере корейской авиакомпании, я уже собрался было вздремнуть, когда на экране промелькнул дельталет. Далее я с удовольствием, не отрываясь, посмотрел замечательный художественный фильм о том, как фермер-дельтапланерист вырастил потерявших родителей гусят, научил их летать за моторным дельтапланом и провел через всю страну к месту зимовки. Тогда я и подумать не мог, что через 15 лет мне доведется также полетать с белыми журавлями – стерхами. Да еще и с президентом страны!

Популяция стерха (Grus leucogeranus), обитающая на севере Западной Сибири, к концу ХХ века снизилась до двух десятков особей, что представляет реальную угрозу полного исчезновения. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется разработке и реализации программы восстановления популяции стерха на основе выпуска в природу птенцов, выращенных в неволе. Однако выращенные в неволе и выпущенные в дикую природу журавли не знают пути к месту зимовья. В дикой же природе птенцов первый раз ведут к месту зимовки их родители.

Одним из перспективных направлений решения этой проблемы признан метод обучения птенцов навыкам полета и освоения дальней миграции с использованием мотодельтапланов и дельталетов. Впервые этот метод был апробирован в США. В результате специальной подготовки журавлята воспринимают дельталет в качестве лидера стаи и следуют за ним до места зимовки наиболее безопасным маршрутом. При такой схеме более 90% птенцов после зимовки самостоятельно возвращаются на место выпуска.

С этой целью российскими орнитологами и был разработан проект «Полет надежды», который предполагает проводку птенцов стерха, выращенных в питомнике, с гнездовий в Ямало-Ненецком автономном округе через Западную Сибирь и Казахстан на юг Узбекистана (р-н г. Термез), где создана альтернативная зимовка для журавлей. Создание такой зимовки позволит значительно сократить трассу пролета и снять проблему потерь популяции во время миграции в Индию через Афганистан и Пакистан, где практикуется охота на журавлей.

Работы по проекту ведутся постоянно, но активная его часть начинается весной, когда ученые забирают из гнезда птиц одно или два снесенных яйца и помещают его в инкубатор. Чтобы малыш не пугался дельталета, его начинают приучать к звуку включенного двигателя, когда он еще находится в скорлупе яйца. Поднимается на крыло птенец примерно за 70 суток.

На первом этапе происходит выращивание птенцов в изолированном режиме в Окском заповеднике Брыкин бор. При этом работающий персонал экипирован в специальные белые маскировочные костюмы, имитирующие облик стерха. Пилот в таком костюме приучает их к аппарату посредством кормления с пилотского кресла. Постоянно птенцам транслируется звук работающего двигателя дельталёта. По мере привыкания птенцов, дельталёт начинает двигаться по обустроенной площадке, птенцы следуют за ним, получая корм. С каждым днём время следования за аппаратом, их скорость и путь увеличиваются.

На втором этапе, который также проходит на территории заповедника, происходит адаптация птенцов к природным условиям, и отрабатываются их первые полеты за дельталётом. Окрепшие, но ещё не летающие птенцы перевозятся к посадочной площадке для дельталёта с вольерным блоком для их содержания. Ежедневно производятся тренировки по следованию птенцов за дельталётом в более интенсивном режиме. По мере приближения возраста подъёма птенцов на крыло, пилот во время тренировок делает короткие подлеты, стимулируя птенцов интенсивнее работать на бегу крыльями, осуществлять подлёты, давая возможность привыкания птенцам к дельталёту. На этом этапе продолжительность полета дельталета с птенцами, «вставшими на крыло», достигает 30 минут.

На третьем этапе птенцы доставляются наземным и воздушным транспортом сначала в г. Салехард и далее до заказника «Кушеват», являющегося местом дальнейших тренировок и начальной точкой маршрута.

На четвертом этапе, который приходится на сентябрь, журавли следуют за дельталетом по маршруту на юг. В условиях полного отсутствия дорожной сети миграция осуществляется вдоль рек Обь и Иртыш, от базы «Кушеват» Ханты-Мансийского автономного округа до поселка Уват Тюменской области. Это расстояние составляет примерно 1000 км.

При этом используются дельталёты в гидроварианте и сопровождающая группа на водном транспорте. С появлением дорожной сети от поселка Уват используется колёсный вариант дельталёта и группа сопровождения на автомобильном транспорте. Завершение миграции на четвертом этапе происходит в федеральном заказнике «Белозерский» Армизонского р-на Тюменской области. В этом заказнике формируется большая перелетная стая серых журавлей, которые далее летят на Термез. В эту стаю и внедряются стерхи. На начальной стадии эксперимента дальнейшее лидирование стерхов дельталетом не планировалось, и они должны были лететь на Термез к месту зимовки на пятом этапе с серыми журавлями. Однако после проработки маршрута от заказника «Белозерский» до Термеза предполагается использовать дельталет также и на этом этапе.

В 2005 году к этой работе подключился клуб СЛА МГТУГА – один из старейших и ведущих клубов СЛА, входящих в ОФ СЛА России. Этот клуб взял на себя поддержание летной части проекта. За прошедшие годы было проведено несколько экспедиций, в которых принимали участие пилоты Сергей Заболонков, Алексей Школин, Дмитрий Волгин, Петр Корниюк, Олег Чернигин и автор этих строк. Основной пилот проекта – Сергей Заболонков из Ржева. Сергей участвовал во всех этапах, начиная от тренировок птенцов в Окском заповеднике и заканчивая полетами в заказнике «Белозерский». Движущей силой проекта стали Александр Ермаков, ныне сенатор от Ямало-Ненецкого автономного округа, главный орнитолог Александр Сорокин и, конечно, директор Окского заповедника Юрий Маркин.

Новой задачей было освоение птенцами взлёта и посадки у среза воды за дельталетом на поплавках и полёты над водной поверхностью. Следует заметить, что такой совместный старт с водной поверхности дельталёта и стаи птиц был осуществлён впервые. В мировой практике до сих пор не было опыта лидирования птиц за дельталетом с поплавковым шасси. В рамках проекта «Полет Надежды» была отработана такая технология.

Президент выразил желание поучаствовать в этом проекте. И в процессе выполнения наших учебных полетов было определено что в начале сентября в заказнике «Кушеват», что находится в ста шестидесяти километрах южнее Салехарда, Владимир Владимирович сможет принять непосредственное участие в эксперименте. Во второй половине августа мы подготовили Президентский борт к транспортировке. Во Внуково дельталет был загружен в транспортный Ан-72, на котором мы вылетели сначала в Пермь. В Перми к нам присоединился Юрий Петрович Трутнев, занимавший в то время должность Помощника Президента и курировавший природоохранные программы, а также обеспечивавший подготовку и координацию этой экспедиции. Мы прибыли на место за несколько дней до прилета Президента. С самого начала нашего участия в проекте по восстановлению популяции белого журавля на Ямале я занимался организацией обеспечения летной части программы, начиная с разработки и постройки дельталетов для лидирования журавлей, продолжая испытаниями дельталетов в Окском заповеднике, подготовкой и проверкой пилотов к экспедициям и заканчивая участием в самих экспедициях. Но непосредственно летать с журавлями мне не приходилось. Основным пилотом, который тащил у нас весь воз непростых полетов с журавлями и в Окском заповеднике, и в экспедициях был мой ученик пилот из Ржева Сергей Заболонков, также закончивший МИИГА. На время нам с Сергеем пришлось поменяться ролями. Теперь он был моим инструктором и учил премудростям общения и полета с журавлями. Я должен был привыкнуть к ним, а они ко мне. И надо сказать, что это не простое дело! Этому привыканию способствовали совместные многочасовые прогулки, которые мы с ученой-орнитологом Настей, одетые в специальные белые костюмы, выполняли с журавлями вдоль берега Обской протоки. Специальными клювами выковыривали съедобные коренья, находили гусениц и червяков, предлагая эти явства журавлям. За два-три дня я научился общаться с журавлями, открывать вольеру, где они содержались, приглашать их на прогулку или к дельталету, угощая кормом. Мне нужно было также самому влетаться и восстановить навыки управления дельталетом с заднего сиденья. На Валдае мы летали на аппарате с поплавками с воды, а здесь Владимиру Владимировичу впервые предстояло выполнять полеты на колесах с земли и сразу с переднего командирского сиденья. Нужно было также полетать и с журавлями. Было сделано несколько таких полетов. За четыре дня все подготовительные работы были выполнены. Юрий Петрович Трутнев, сам пилот вертолета, слетав со мной на дельталете, остался вполне удовлетворен нашей готовностью. Осталось главное, чтобы была погода. Однако она не радовала. И хотя особых катаклизмов в виде сильных порывов ветра или дождя не наблюдалось, погода была по осеннему серенькой, ветреной, в общем, не радовала и не благоприятствовала полету с журавлями. Тем не менее, 4 сентября на нашу площадку во второй половине дня сел президентский кортеж из трех вертолетов Ми-8. Задувал ветерок в порывах до свежего. В одной из палаток была устроена конференция, на которой ученые-орнитологи рассказали Президенту об особенностях и этапах подготовки журавлей к полетам за дельталетом.

Тема была живой и интересной, обсуждение заняло около полутора часов. После докладов и их обсуждения мы вышли из палатки. Ветер хоть и стал немного тише, но по-прежнему задувал в боковом направлении. В целом погода для полетов была удовлетворительной, но лететь с журавлями не стоило. Я внимательно изучал все прогнозы. На следующий день, во второй его половине ближе к вечеру, синоптики обещали улучшение погоды.

Ветер должен был стихнуть, и должно было выглянуть солнце. Учитывая, что времени у нас не так и много, не смотря на далеко не идеальную погоду, было принято решение выполнить тренировочный полет без журавлей. Владимиру Владимировичу нужно было потренироваться в управлении с переднего кресла в колесном варианте, на котором ему до этого летать не приходилось. Ну а мне проконтролировать степень его готовности к полетам в новых условиях.

Следует отметить, что площадки, которые мы использовали для взлета и посадки никто специально не готовил. Просто были выбраны на ровной местности более-менее ровные места без канав и рытвин, с которых в стороны оттащили коряги, нанесенные при половодье. Но садится и взлетать нужно было четко в обозначенном месте, приземлившись вне полосы можно было наскочить на незамеченную в траве корягу, поломать аппарат и попасть в аварийную ситуацию. Вольера с журавлями располагалась в двух с половиной километрах от лагеря. Сделано это было для того, чтобы журавли не контактировали с людьми, не видели их лиц и не привыкали к человеку. В дикой природе журавль должен бояться человека. Взлетно-посадочная площадка рядом с вольерой была ровной, но содержала массу мелких кочек, на которых аппарат при взлете и посадке изрядно трясло. Поэтому на взлете и посадке я постоянно контролировал управление. После выполнения тренировочного полета, вертолеты с Президентом и сопровождающими лицами улетели на базу отдыха, расположенную в нескольких десятках километров, а мы отправились на ночевку на теплоход Ямал, стоящий на якоре в русле Оби в паре километров от берега. Этот теплоход служил для нас плавучей гостиницей.

На следующие день погода с утра была хмурой. Задувал боковой ветерок, но после обеда ожидалось стихание ветра и прояснение, и я рекомендовал планировать прилет Президента на 15.00 часов. Через каждые полтора-два часа делал полет на разведку погоды. Условия постепенно улучшались. И к прилету вертолетов погода окончательно прояснилась. Сделав контрольный вылет, я оценил погоду как хорошую и вполне подходящую для полетов с журавлями. Мы провели краткую предполетную подготовку, еще раз наметив план и маршрут полета, а также обсудили наши действия.

Затем, одевшись в белые комбинезоны мы отправились к дельталету, на котором уже было установлено с полдюжины видеокамер. Мне необходимо было быть в маске, чтобы журавли не видели моего лица, когда я буду приглашать их выйти из вольеры к аппарату. Владимир Владимирович в это время должен был находиться в командирском переднем кресле, расположившись спиною к журавлям. Поэтому решили, что он не будет надевать маску, закрывающую его лицо. Дельталет заранее был подготовлен к полетам. Запустив двигатель, мы взлетели и выполнили короткий двухминутный перелет к вольере с журавлями. В районе вольеры местность была достаточно открытая и посторонних людей быть не должно. Для наблюдения орнитологи оборудовали метрах в двадцати от вольеры скрадок. Подрулив к вольере и развернув аппарат в направлении взлета, Владимир Владимирович выключил двигатель. Я отправился в вольеру за журавлями. Для них в моих карманах было припасено зерно, а на руке рукавица с клювом, которым это зерно нужно было предлагать. Журавли охотно покинули вольеру, но как-то мало внимания обращали на зерно, которое я рассыпал им по дороге к дельталету. Возможно они почувствовали что-то необычное, или кого-то, и остановились поодаль от аппарата. Обычно они подходили поближе. Но выбора не было и нужно было пробовать взлетать. Я сел на место пассажира. Владимир Владимирович запустил двигатель, и мы пошли на взлет. Я смотрел вполоборота назад. Журавли за нами не пошли. Обычно они начинали разбег с началом движения аппарата. А сейчас стояли на месте. Понимая, что заходами с воздуха поднять их будет сложнее, хотя и такие способы отрабатывались, решаю прервать взлет. Убираем газ, притормаживаем и, подрулив к журавлям, разворачиваемся для взлета. Вижу, что они оживились и начали движение к аппарату. Даю команду на взлет, плавно и понемногу увеличивая обороты двигателя начинаем медленный разбег. На этот раз вся пятерка разбегается вместе с нами, и, значит можно ускорятся. После отрыва оглядываюсь. Пара чуть приотстала, остальные идут довольно близко. После взлета убираем газ, и держим скорость поменьше, чтобы отставшим было проще нас догнать. Полеты с журавлями - это новые и необычные ощущения. Видеть большую птицу, которая раскинув крылья, парит в полутора метрах от твоего лица, это больше чем зрелище! Журавли уже уверенно догоняли аппарат, старались пристраиваться там, где сходящие с конструкции вихри образовывали восходящие потоки, парили в этих потоках, сопровождая дельталет и не затрачивая при этом энергии. Нарезаем периметр заданного маршрута с удалением от лагеря и площадки взлета на несколько километров. Погода отличная! Проходя вдоль небольших холмов, снижаемся, и я стараюсь держаться к ним поближе. Знаю, что где-то там сейчас находится наш главный орнитолог Александр Сорокин с хорошим фотоаппаратом. Может быть удастся получить хорошие снимки. Пара журавлей висит совсем близко от дельталета. Кажется, можно достать рукой. Природа оделась в яркий оранжево-желтый осенний наряд, и воздух не по-осеннему теплый.

Выполнив пятнадцатиминутный полет, заходим на посадку. Журавли приземляются вместе с нами. Их принимают два орнитолога, одетых в такие как у нас белые костюмы и с масками на лицах. Во время выполнения полета орнитологи вели наблюдение из скрадка. А сейчас по программе у них прогулка с журавлями.

Полет с журавлями прошел успешно, и Президент, как и я, получил незабываемые ощущения. На этом можно было бы и закончить. Но Владимир Владимирович предлагает сделать еще один полет уже без журавлей. Погода «звенит», солнце, тепло, практически штиль, топлива в баке на час полета. Можно слетать и исключительно для себя. Полет с журавлями требует особого напряжения, тут и выдерживание небольшой скорости полета, постоянное наблюдение за местом расположения птиц. А сейчас представляется возможность просто взлететь и насладиться свободным полетом, лети в любую сторону, и нет привязки к операторам, снимающим полет с земли. Препятствий не вижу, количество полетов мы заранее не обговаривали, а значит решение по ситуации. Взлетаем, и пройдя над лагерем, набираем высоту. Проходим до Оби, на фарватере реки видно наш плавучий отель-теплоход Ямал. Видно, что полет доставляет Президенту удовольствие. Владимир Владимирович управляет дельталетом без напряжения. Наслаждаемся видами и красотой осенней природы. Пробыв в воздухе около получаса заходим на посадку и садимся к лагерю.

Так, в сентябре 2012 года Владимир Владимирович Путин принял личное участие в начальной стадии четвертого этапа проекта «Полет надежды», когда журавли проходили тренировки на территории заказника «Кушеват», расположенного в 160 км южнее Салехарда.

Уже на следующий день Президент должен был лететь на саммит организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивосток, а журавли продолжить подготовку к более чем тысячекилометровому перелету за дельталетом на юг.

В дальнейшем стерхов, освоивших северное плечо миграции, планировалось внедрить в стаю диких серых журавлей, с которыми они должны были полететь на зимовку. Однако из-за погодных условий (ранее похолодание и выпадение снега) серые журавли покинули территорию заказника раньше планируемого срока, и стерхам не хватило времени, чтобы объединиться со стаей диких серых журавлей. Стерхи в тот год были возвращены в питомник Окского заповедника. Но в целом, работу по проекту «Полет надежды» можно оценить, как успешную. В последующие годы на территории, откуда начинался маршрут перелета, орнитологи и местные жители отметили появление отдельных журавлей.

А полеты с Президентом вошли в историю и стали звездным часом проекта «Полет надежды».

Журавли успешно выполняли полет как за дельталетом на колесах, так и за дельталетом на поплавках. Это, безусловно, можно считать инновацией проекта.

В 2015 году клуб сверхлегкой авиации Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУГА) за значительный вклад в дело организации и поддержки авиационной части проекта по восстановлению популяции белых журавлей (стерхов) на полуострове Ямал был награжден Международной авиационной федерацией (FAI) дипломом Анжело д’Ариго.

К сожалению, в 2014-2017 годах авиационная часть проекта из-за отсутствия финансирования была «заморожена».

Но проект «Полет надежды» жив и все участники надеются на его продолжение.

И. Никитин

В статье использованы фотоснимки сделанные Александром Сорокиным и Алексеем Дружининым

Источник

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»