Выбор места для полетов на сверхлегком летательном аппарате есть очень ответственная задача, толковое выполнение которой обеспечивает безопасность для пилота и других лиц.
При выборе площадки базирования необходимо учитывать следующие факторы:
- удобство подъездных путей к площадке, предназначенной для взлета и приземления летательного аппарата;
- пригодность и подготовленность площадки для взлетов и приземлений на СЛА;
- отсутствие препятствий для осуществления штатных взлетов и приземлений;
- законность использования земельного участка;
- наличие устойчивой телефонной связи и интернета.
При планировании полета, пилоту необходимо учесть и совместить следующие важные факторы:
- структуру воздушного пространства в целом и в период осуществления полета (выполнение норм и требований Воздушного кодекса РФ и Федеральных авиационных правил);
- прогноз погоды должен соответствовать техническим характеристикам летательного аппарата, месту полетов и квалификации пилота;
- возможность осуществления безопасного приземления на маршруте полета, при возникновении такой необходимости;
- возможность выхода на связь, при приземлении на удалении от площадки базирования;
- наличие возможности эвакуации на обычном транспорте, при приземлении на удалении от площадки базирования.
В качестве ориентирования и справки, представляем вам, основные места вблизи города Иркутска, которые используются пилотами Федерации для выполнения учебных и тренировочных полетов на сверхлегких летательных аппаратах.
Парадромы и дельтадромы:
1. ИАЗ. Парадельтадром ИАЗ находится в 10 км юго-западнее поселка Усть-Ордынский. Это место было разведано специалистами Иркутского Авиационного Завода – отсюда и название платообразной гряды - ИАЗ. На экспериментально-испытательном склоне (дельтадроме) – так он официально назывался ранее, специалисты завода облетывали продукцию авиазавода, серийные дельтапланы «Славутич» и «Градиент».
С 1997 года это место облюбовали и парапланеристы, вследствие чего дельтадром получил новый статус парадельтадрома.
Протяжённая на несколько километров гряда, высотой около 50 м, имеет три старта: северо-западный, западный, и южный.
Это идеальное место для обучения полётам на парапланах и дельтапланах, поскольку оно имеет небольшой крутизны сглаженные склоны, а подножие и вершина гряды - ровные степные поля.
Плоское вершинное плато позволяет безопасно осуществлять экстренное приземление пилотов при возможном ухудшении метеоусловий, например, при усилении ветра.
2. Гора Булен. Находится в 10 км северо-восточнее поселка Усть-Ордынский. Перепад высоты около 100 м. Имеет два старта, северо-западный и южный.
Северо-западный старт хорош для тренировок опытных пилотов, так как имеет достаточный перепад высоты и приличную крутизну.
Южный старт достаточно пологий, но имеет неудобство в виде линии электропередач, проходящей по верхней части склона.
3. Посёлок Аршан. Находится в Тункинской долине Республики Бурятия в 250 км от Иркутска. У подножия Восточных Саян есть два разведанных старта.
Первый старт на пике Любви с перепадом высот 1250 м. Подъем по тропе, занимает 3-4 часа.
Второй старт на гребне этого же пика на высоте 600 метров. Подъем по тропе занимает 1,5-2 часа.
Лучшая посадочная поляна в долине находится у буддийского Дацана.
Полет с пика Любви проходит над очень красивым и глубоким ущельем.
Площадки для полетов на мотопарапланах и паралетах:
4. Хомутовская поляна. Находится на 29 километре Качугского тракта, справа от дороги, на удалении 500 метров. Это основное летное место в летний период.
5. Посадочная площадка «Малая Кура». Находится в 10 км северо-восточнее от поселка Усть-Ордынский, у подножья горы Булен. Используется для проведения тренировок и спортивных соревнований по спорту сверхлегкой авиации.
6. Большой Калей. Находится в районе залива Большой Калей на Иркутском водохранилище. Проезд, сначала по дороге на Мельничную Падь до поселка Новогрудинино. Потом в поселке Новогрудинино, на первом перекрестке по ходу движения поворачиваем вправо. Далее едем около 6 км до залива (ориентир садоводства Гелиос и Энергетик).
В летний период взлеты и приземления осуществляются с прибрежных полей залива.
В зимний период, обычно с января по март, взлеты и приземления осуществляются на заливе со льда водохранилища.