Мотопарапланерист (иначе парамоторист, парамоторщик ;) Андрей Ревенко живет в тундре. Ну не совсем посреди нее, холодной, а в славном городе Салехарде, который этой самой тундрой окружен. Заинтересовавшись "происхождением вида" и особенностями развития парапланеризма в суровых условиях Севера, мы предоставляем читателям нашего журнала возможность стать соучастниками разговора с Андреем

- Каким ветром занесло тебя в тундру и с чего вдруг начал летать?

- Да я, собственно, местный. Окончил Ставропольское ВВАУЛШ в 1993 году, потом служба. Уволился и вернулся в Салехард. Летать хотел давно - сколько себя помню. В большую авиацию не попал. Насчет малой, из всех вариантов (самолет, дельтаплан, дельталет) в наших условиях только мотопараплан (парамотор) оказался наиболее удобным по массе причин - простота, относительная дешевизна, мобильность: Когда встал вопрос "где купить", обратился в Иркутский парапланерный клуб, там мне и подобрали недорогой бэушный комплект. Учился сам, полетел сам. Можно вообще-то сказать, что учился дистанционно - по Интернету.

Руководитель Иркутсткого клуба Леонид Алексеевич Телегин постоянно консультировал меня по различным вопросам (а их у меня было немеряно). Результат - первые несколько самостоятельных вылетов, никаких происшествий, травм и поломок: УРА! Это я сейчас понимаю всю авантюрность подобной ситуации. Но тогда казалось, что "сами с усами" - освоим. Через некоторое время представилась возможность съездить в Иркутск, где я и прошел полноценное обучение. Приятно вспомнить длительные полеты над тайгой, стрельбу по мишеням с воздуха: класс!  

- Значит, в Салехарде парапланерного клуба нет, и у вас парапланеризмом как таковым до тебя никто не занимался? 

- Сам посуди, какой может быть парапланеризм в городке с населением 30 тысяч человек? Реально летаю только я, еще один парень крайне эпизодически. Есть, правда, двое других - один болтается с самопальным мотором и не летает вообще, разве когда я даю ему такую возможность, а у другого параплан без мотора, на таком в наших условиях тоже не полетаешь. 

- Места полетов? 

- Да где попало, из-под любого куста. В основном в лесу. Сразу за городом - тундра и лес: 

- А в городе? 

 - Летал летом: с вертолетной площадки губернатора. Летал, пока в прокуратуру "добрые люди" не пожаловались, теперь "явки" и "пароли" сменили.  

- И последствия? 

- Да ничего страшного не случилось. Ситуация была такая. Инспектор по БП авиакомпании как-то ночью увидел из окна своего дома параплан (по его словам на высоте 800 м, я же выше 50 м редко поднимаюсь). Позвонил в службу УВД: есть ли заявка от этого тряпколёта? Естественно, нет. Тогда он письмо в УВД: разберитесь, мол, и все такое. Те, в свою очередь, - в прокуратуру: установите нарушителя и прочее. Прокуратура отписала в милицию, там дошло до участковых: А им устанавливать нечего: меня и так все знают. Пригласил меня этот участковый, побеседовали, поулыбались и решили жить дружно: я никому не мешаю и никто меня не видит. И вообще ситуация была не та, чтобы качать права: у нас аэропорт в 19.00 закрывают, а я летал часов в 12 ночи. С тех пор тишина.

- Почему все на моторе, а лебедка? 

- Негде ни трос раскатать, ни машине проехать - хоть тресни! Нет ни полей, ни вообще какой-либо твердой почвы. 

- Что ж горы - далече? 

- Полярный Урал недалеко, я его из окна вижу. Только вот добираться туда надо только на вездеходе, и местность абсолютно безлюдная. Случись что - просто не найдут. Да и с погодой там не очень: Наши вертолетчики и то побаиваются летать. Короче говоря, это, как минимум, не для начинающих пилотов.

- Пробовал ли привлечь кого-нибудь к полетам? 

- То есть? В плане так называемой популяризации? Ну да. Я половину окружной телерадиокомпании перекатал в тандеме (страшно вспомнить, аж спина ныть начинает). Научил летать ведущего программы "Спорт-стиль" (есть у нас такая). Сделали три выпуска про моторное направление и крутили по ящику. Сейчас учу представителя местной авиакомпании - командира экипажа Як-40. На очереди шеф-пилот генерального этой же авиакомпании. В общем, мелькаю изо всех сил, На "полетать для себя" уже и времени не хватает. Во всяком случае, за полтора года, думаю, я сделал довольно много в этом плане. Как минимум, народ уже не удивляется при виде параплана - привыкли.  

- Ездишь ли полетать в другие места - Юцу, например? 

- Нет. Был вот недавно в Иркутстке, планировали перелет через Байкал осуществить. Мне немножко не повезло - времени было мало, и погода подпортилась. А ребята, кто остался, потом все-таки слетали через Байкал. 

- На кайте пробовал кататься? 

- Да. У нас с женой один на двоих комплект "Дюна S3а" 5,8 кв. м и сноуборд: Просто не хватает времени на полеты и на кайт. Да и как показала практика, мест для катания практически нет - очень глубокий снег даже на реке (там под снегом еще и сплошные торосы). На лыжах вообще нечего ловить. Короче говоря, до декабря еще кое-как, а вот потом: у нас и на снегоходе мало где проехать можно. 

- Как долго у вас длится летный сезон? 

- Сезон у нас круглый год. Летом из-за полярного дня летать можно практически каждый день (по погоде). После работы весь вечер и вся ночь в твоем распоряжении - светло. Начиная с конца июля, ночью уже становиться темнее. А зимой только выходные и остаются: световой день совсем короткий, часа четыре всего. Да и погода особо не балует: как выходные - так сильный ветер. Бывает, зимой месяц без полетов сижу. 

- Да, кстати, какова термичка летом? 

- !!! Сам представь: летом практически круглые сутки светит солнце, прогрев зверский. Плюс к тому сильная теплоконтрастность - тунда, болота, лес: Мой Хантер в хлам слопывает. Крутит страшно даже на малой высоте. 

- Твои дальнейшие планы? 

- Привлечь как можно больше народа к нашему делу. Летать и совершенствоваться.

 

Беседовал: Сергей Князев, 21.10.2004г.

Журнал: "Парапланы & Кайты"

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»