В субботу сидели в Бердске у Володи, где я показывал фотки с 2х недельных полетов в Болгарии на новом прототипе от АСА, конструктора Кравченко Александра, парамоторил на Тайге-2, производства Иркутского парапланерного клуба

От поездки впечатлений было масса, фоток 7 компашек, но немного было жалко, что не представился случай улететь за 6000. В принципе именно эта идея была крайним аргументом при принятии решении о том куда ехать? И что брать? Крыло новое, с моторными концами, было дано "на пробу" - посмотреть, полетать, сравнить. В Олуденизе его и без меня поколбасили, с меня только ощущения юзера, немного с моторным уклоном. Понравилось, но о нем в отдельной статье. Своим двухгодовалым Симоном, на котором больше тандемлю, чем летаю над лесом тоже остался доволен. Возил его без аккумулятора (и без него был перегруз в самолете), заводил от винта на старте выше 1500 метров. Конечно, это не ново, зимой в "минус" 26 от руки раскручивал, но на такой высоте все же думал, что разряженность воздуха скажется - все работало нормально. Кстати его большая тяговооруженность и мой "бараний" вес было залогом того, что возможно попытка покорить 6000 удастся. Как обычно самую серьезную задумку обломала погода, хотя отпуск и без этого удался.

Венелин Стайков, по чьему приглашению я туда ездил, является обладателем нескольких серьезных парамоторных достижений, таких как набор 5514 метров у себя в Болгарии за счет "волны", трансБолгарский беспосадочный перелет и ряда конструкторских решений в области парамоторостроении. Так вот, он и заразил меня идеей - стартовав в Македонии с горы высотой около 3 километров попытаться достигнуть абсолютной высоты 6000 метров. Имея опыт подобного полета с этой же целью, достаточно ясно донес теорию высотных полетов и дал несколько рекомендаций. Опять же Венко давал под этот "проект" свой тандем Паша 42, с красивой рекламой.

Прикатив на дружеские посиделки с мотором и явно великоватым для меня крылом Блюз 31 от АСА, за очередным стаканом выдал идею попробовать завтра "сходить на высоту". Сам Владимир как-то больше 1500 за ненадобностью не набирал, а мне вообще импонируют полеты над лесом так низенько-низенько. Идея была улететь хотя бы на 4000, поскольку это было реально, и без последствий нашего уже изрядно уставшего организма. Реальна она была еще тем, что можно не крутить настройки карбюратора, установленные Телегиным Леонидом во время очередного посещения Новосибирска - как всегда проездом.

Погода явно этому способствовала, вчера прошел холодный фронт, и установился хороший антициклон с почти безветрием и высоким, порядка 770 мм рт ст давлением. Опять же не хотелось всякого экстрима, типа обледенения в облаках и отсутствия видимости, посему пока с погодкой везло. Утром, по длинному шлейфу из трубы заводика напротив стало ясно, что направление ветра юго-восточное и на высоте ветер все же есть, а так как мы оба на Блюзах, а я с жутким недогрузом, то надо было придумать, как не быть сдутым ветром, куда ни будь в море или в город. До этого планировали стартовать с нашего любимого аэродрома Бердск-Южный, но, определившись с ветром, отъехали подальше, так, что дорогой подбора была трасса Новосибирск-Барнаул.

Приехали, и как-то сразу замерзли, пока собирали технику. Вокруг с камерами насмехаясь, ходили пара добровольных помощников, немного мешая фразами типа - "встань для лучшего вида сюда", "покрути здесь…" и тд. А крутить и без того пришлось - накануне созванивался с Письманом Александром (СибАЭРО) от которого получил подробную инструкцию регулировки карбюратора на забеднение, чтобы и слетать и двигатель совсем не "крякнуть", ну и еще ряд рекомендаций, хотя мой вопрос встретил пессимистической фразой - "А оно тебе надо?". Все-таки мысль "набрать выше 4000, авось получится" крепко засела в голове. Посему крутил, грел, злился, опять пробовал, пока не стало получаться.

Все пристегнуто, разогрето. Стартует Володя. Ему надоело меня ждать. Я чуточку замешкался, оделся потеплее, и пока за пазуху размещал всякое фото видео, он встегнулся и улетел.

Догоняю его в воздухе. Он, почему-то постоянно смещается вправо, и зачем то иногда спиралит. Меня на недогруженном крыле сдувает, а он заметно скоростнее. То залетит вперед, то ломанется по ветру. Пытаюсь его "пощелкать", но он неуловим. Да и оптика у меня на фотике не ахти.

Пора устроиться комфортнее. Настраиваю свой круиз-контроль, это я так называю резинку, компенсирующую воздействие пружины, на +1.5 м/с, надеваю ножное управление, и полностью высвободив руки, начинаю помаленьку снимать то фото, то видео.

От Венко получил рекомендацию полностью освободить клеванты, дабы не тормозить крыло, и не тратить тягу. Посему и воздух должен быть ламинарным, чтобы руками турбуляки не отрабатывать, и газом нервно не перебивать устойчивый набор. Воздух полностью стабилен, посему малость парирую реактивный момент левой ногой.

Вот дымит Новосибирский Электродный завод, а снизу птицефабрика, в центре фотки поле с несколькими деревьями и есть место старта.

Меня сдувает. Уже набрал 2500. Пока возился и обустраивался потерял Володю. Рядом нет. Вдруг на фоне полей вижу шурующий прямо по ветру в направление дома желтый купол. Может скорость ему больше нравится, чем высота? Как он потом сознался, в какой то момент еще и "бежал" ногами, пролетая над запретной территорией с каким то непонятным заводом, СБ которого уже арестовывало нашего безмоторника Мишукова Сашу. Принципиально не делаю фоток этих сооружений, мало ли что? Тут не удастся со связанными руками доказывать в ментовке, что ты был "ветром уносимый". От мотора не избавишься, да и жалко его. Похоже, Владимиру и хватило этих 2500, а мне интересно, как там выше?

Кругом тишина и простор. Сколько я здесь ногами с рюкзаком оттопал после первых улетов с лебедки, когда подбора еще и не было. Сейчас даже на сие моторное мероприятие на трассе 2 машинки страхуют. Ну, какой я экстремальщик?

После 2500 перевожу круиз контроль на +1м/с. Ветерок ровный, нигде даже не качнет, помаленьку, из-за разряжения, стала расти скорость. Недогруженный Блюз пошел почти под 40км/ч. Стало немного веселее, чем просто стоять против ветра. Уже можно было, помаленьку продвигаясь против ветра барражировать восьмерками над местом старта, летая от карьера слева, до выбросов всякой гадости электродным заводом в какое-то болото справа. С экологией явные проблемы - мутные разводы, какая то пленка, мне сверху видно все.

Уже давно лечу в горнолыжных очках. Работаю только левой ногой. Правая от бездействия затекает, разминаю ее.

Погодка благодать - небо прозрачное голубое, ни облачка, проблем с обледенением никаких. Как то не ощущается экстрим, вычитанный в предыдущих отчетах о высотных полетах. На 4500 вылетаю на +1, и помаленьку начинает скороподъемность падать, хотя я газ держу не больше 60%. Опять же никакой волны, подъем чисто за счет тяги движка.

Замерзла Гарминка 72, сволочь!!! С новыми заряженными аккумуляторами. То же с фотиком, на пару-тройку кадров хватает, потом опаньки, меняю аккумуляторы на свежие - та же история, за, то есть чем заняться ;) . Замечаю, что после 1500 пейзаж как-то не сильно меняется, высота ощущается только по Браунигеру. Проблем с кислородным голоданием вроде нет. Еще веселуха - достаю из-за пазухи видеокамеру, и она снимает по полминуты, потом пишет Battarey LOW и выключается. Я ее обратно, в тепло, как бы самого не продуло. Скорость уже порядка 45 км/ч, натянутый капюшон от куртки постоянно сдувает, из-за растегивания воротника и вынимания камеры. Приходится держать рукой. Опять же занятие физическое, а значит греемся.

Руки в лайкровых перчатках для беговых лыжников не мерзнут, хотя в резерве, рядом из нагрудного кармана торчат синтепоновые варежки. И еще есть СЕКРЕТНОЕ оружие в борьбе с холодом - термостельки греющие от какой-то химической реакции, стоит только их помять. Они тут же рядом, но пока в них нужды нет. Другой вариант чтобы руки не мерзли - как муфту использовать фронтальную сумку от АВА-Спорт. В ней на неопреновых стенках молнии стоят, руки с обоих сторон сунул и не дует.

Проходя каждые последующие 500 метров включаю на несколько секунд GPS, дабы хоть немного писала трек и фиксировала высоту. После 5500 завести ее уже не удалось. Как выяснилось позже, зафиксированная высота была не больше 4900м, а выше она даже тест не проходила - замерзала и отключалась.

Зимой на нем со льда классно на телеге тандемить, или просто задуряться без крыла. Есть уникум под 130 кг в трусах сделавшей на трехлыжной телеге бочку, когда на заструг заехал.

Парамотор продолжает устойчивый набор. Перевел круизконтроль в режим полного газа. Никаких проблем, еще лезем.

Еще немного и космос. Уже хорошо видна кривизна земли. Слонов, ее держащих, не видно.

Успешно преодолеваю 6000 метров. Как-то не верится, что все так легко. Помаленьку одолевают галюны, ору матерные песни, но это скорее от избытка эмоций, а может и есть та самая эйфория от кислородного голодания, за которым пофигизм. Повторяю таблицу умножения, вожусь с замерзшим фото-видео барахлом. Короче полное сосредоточение внимания. Наверное, очень тепло оделся, хотя это лишним никогда не было.

В принципе дело сделано, за 6000 залез, сбылась мечта идиота. Решаю закрепить достигнутое и лезу еще маленько. На 6150 делаю последний снимок.

Конечно получал рекомендацию - лезть до последнего пока -0.0+0.1 в течении хотя бы получаса не будет, но я не жадный. Оставляю резерв на приезда комиссара из ФАИ, и глушу двиг. Как оказалось вовремя - уже на земле канистра оказывается абсолютно сухой и возле топливоприемника лужица с чайную ложечку. Вот это влетанность!!! Ай да чувство железки. Я, конечно, сам виноват - залил 10 литров, вместо штатных 11.5, и еще реально минут 15 на земле гонял, настраивая карб, то есть задел еще реально на 500 метров есть.

Прусь от скорости свободного полета, на недогруженном Блюзе под 50 (кто сказал что медленное крыло). Вот намозоливший за пару часов глаза электродный с парамоторных 6000.

Достаю сотовый. Он долго пытается найти оператора. Нифига. Камера сказала ОПАНЬКИ, Гарминка давно на POWER не отзывается.  

Плавно сдуваюсь. По рации сообщаю машине подбора, что я все там же. Похоже, слова сдувает, просят повторить по несколько раз. Опять же ларингу одеть забыли, ну это я списываю на вчерашние посиделки и спонтанность мероприятия.

На 4000 сотик находит родной МТС, набираю Кушлевича Олега, а он недоступен. Звоню Телегину Леониду, телефон тоже замерзает. Из общения только рация. Какой то хулиган с более сильным передатчиком гнусно комментирует мои сообщения, из-за чего не слышно ребят с подбора.

Увлекся сотовым и не заметил, как по ветру сдуло, уже над Евсино.

Машины сопровождения уже подъезжают, и я четко различаю эту пару, остановившуюся на трассе. Встаю против ветра и плавно опускаюсь. Они пару раз переезжают по трасе, дабы быть рядом в момент моего касания.

На высоте 200 метров малость потрясло. На земле видно, что ветер приличный, но с 50 начинаю помаленьку его  продавливать, S-образно скидывая высоту.

Касание, поворот лицом на купол, и маленькая пробежка по ветру для усмирения. Главное ничего не затекло, ноги держали, мешком не плюхнулся, руками отработал протаскивание.

Всё. Народ выстегивает купол, я начинаю щелкать показания из памяти прибора.

Однако под 50 я на Блюзе еще не летал. И максимальная высота 6154 метра.

Весь полет 3 часа 7 минут, а морально на 4-5 готовился.

И еще непонятный выигрыш высоты по А3.

Время всего пол-первого, можно классно отметить. Едем домой, и начинаю "тратиться" на сотовый. У Олега сожаление, что нет всего трека для официальной регистрации, но искренние поздравления. У Леонида вопросы по работе мотора, количеству масла, общие вопросы, касающиеся погодных условий. Звоню Венко, он вначале не верит, но потом повторяю результат набора, и получаю поздравление.

Вот такой полет выходного дня получился.

 

Благодарности: 

Венелину Стайкову (Болгария) - за идею, за объясниение теории прохождения высотного полета, за вкусную Ракию ;).

Телегину Леониду (Иркутский параклуб) - за хороший парамотор на котором летаешь и не паришься, за своевременные запчасти по первому звонку.

Письману Александру (СибАЭРО) - за хорошую консультацию по настройке мотора, ряд полезных советов и пожелание удачи.

Тарасевичу Владимиру - за компанию.

Лёше, Мише, Егору - за потраченное время, помощь на старте-посадке, видеосъемку.

 

Андрей Куринин (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

г.Новосибирск

© Иркутская областная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»