24 октября 2017 года планировал пролететь по стандартному Бирскому маршруту Бир-Драмсала-Бир. Стартовал как обычно, набрал без проблем, отметил для себя, что погода не самая лучшая и база будет низкой.
Не долетая Драмсалы увидел, что погода портится, база начинает опускаться и скоро пойдет дождь, нижняя кромка облаков на этот момент была около 3600 и продолжала опускаться.
Встал на обратный курс и за несколько отрогов до Бигфейса, левее по маршруту заметил бело-зеленый параплан (как потом выяснилось – Delta-3), который, выходя со стороны большого хребта, двигался ниже гребня отрога с подветренной стороны в направлении Палампура. На высоте около 40-50 метров над рельефом произошло сложение примерно 65-70% левой части крыла Дельты, затем еще одно и пилот упал на скалы, см. фото 1 (точка Crash, высота 3480 м).
Оглянувшись и не заметив вокруг других пилотов, принял решение по возможности помочь упавшему пилоту.
Ниже по отрогу увидел небольшую относительно ровную площадку, на которую благополучно и приземлился см. фото 1 (точка А, высота 3460), фиолетовым на скриншоте - мой трек.
По-быстрому собрал крыло в розочку и прижал его подвеской, так чтобы его не унесло ветром и было хорошо видно с воздуха, в надежде, что кто-то, из мимо пролетающих, обратит внимание и окажет помощь.
Сразу после приземления попытался связаться с парнями, но радиосвязь была не устойчивой, так как большая часть группы, с которой я летал, была либо довольно далеко по маршруту или уже на посадке. Они меня слышали неплохо, я их не слышал почти совсем, подтверждали получение сообщений нажатием РРТ. Забегая вперед, могу сказать, что полноценный сеанс радиосвязи состоялся уже около 18 часов вечера с Пашей Митюкляевым, который выехал в район Палампура на такси.
Также после приземления база начала опускаться пошел туман и мелкая морось, в этом тумане я умудрился потерять свою аптечку и питьевуху, оставив их на одном из камней и выйдя на гребень для радиосвязи.
В итоге к месту падения мне удалось подойти примерно через час после инцидента, около 15 часов дня. Часть пути по гребню шел в тумане и дожде, по курумникам, см. фото 2-8.
На месте я обнаружил порванную подвеску, шлем, крыло, прибор, перчатки, почти все было в крови, пилота не было.
Так как я пришел сверху, то мы разминулись с Барри (он пошел по тропе, которая была практически рядом с ним, а я ее не увидел в тумане и сверху). Крикнув несколько раз, я услышал слабый возглас «Help». Оказалось, что Барри сам смог выбраться из подвески и пройти по звериной тропе, которая шла вдоль склона, около 200 метров (видимо в состоянии аффекта), там то я его и нашел, уже изрядно замерзшего, сидящего на ветру. Пока бежал к нему, по следам крови на камнях, обратил внимание, что он часто отдыхал.
Когда я к нему подошел, то обратил внимание, что у него на куртке был уже почти севший СПОТ, на котором периодически мигал светодиод отправки сообщения, а также включенный прибор InReach, тоже включенный в режиме передачи SOS сигнала.
Из видимых повреждений Барри – пробит череп в районе лба, повреждены кости лица (челюсти и зубы), спина, ноги, руки – в относительном порядке (переломов нет, но, похоже, был сильный ушиб\вывих\растяжение левой ноги). Из раны на лице иногда сочилась кровь, разговаривать Барри мог с большим трудом, я понимал его через раз. Он категорически отказался от того, чтобы я хоть немного обработал ему рану на голове (аптечку нашел у него в подвеске), просто натянул капюшон куртки почти на глаза и всячески меня отпихивал, когда я пытался даже просто посмотреть, перепираться с ним в этот момент у меня не было ни сил, ни желания, так как время шло и надо было уже думать о ночлеге. Поэтому я буквально оттащил его (сам он передвигаться мог только на четвереньках) в более защищенное от ветра место среди камней и кустарника, где он начал немного согреваться. Одет он был неплохо (хорошая пуховая куртка, штаны, ботинки), единственно, что пуховые варежки и перчатки он бросил или забыл возле подвески, а я в суете, их сразу взять с места инцидента не догадался.
Убедившись, что с ним более-менее все хорошо, я побежал на гребень, чтобы выйти на связь и к своему снаряжению. Упаковал все в рюкзак, оставил его в районе приземления и вышел на связь с Пашей Митюкляевым. Доложил обстановку, из разговора выяснилось, что спасатели из группы Суреша если и пойдут, то не раньше 6 утра, это значит, что до нас они доберутся, в лучшем случае, к обеду.
Информации о возможности вертолета – не было.
Обратно к Барри я подошел уже практически в темноте. В целом его состояние особо не изменилось, из раны перестала сочится кровь, но он начал подмерзать и я отдал ему свои перчатки.
Нужно было устраиваться на ночлег, я решил снять с камней крыло Барри и им укрыться, но в темноте, со слабым фонариком и очень слабом свете луны я его не нашел, сколько ни рыскал среди скал, (забить точку в свой прибор днем не догадался), хотя, как оказалось утром, прошел мимо него несколько раз.
В общем, не солоно хлебавши, вернулся к Барри, нашел неплохое место для ночлега, и потащил его туда практически на себе, передвигаться он мог с большим трудом, всем весом наваливаясь на меня, делал 3-4 шага, садился отдыхать минут по 10, в общем 40 метров преодолели минут за 30-40…
Точка ночевки - S1 (см. фото 1).
Нарезал ножом веток кустарника, сделал для Барри нечто вроде подстилки, уложил его туда, завалил ветками, он согрелся и уснул почти сразу. Похожим образом устроился сам.
Несколько раз за ночь просыпался, поправлял ветки, и в целом до утра дотянули нормально, но конечно, нам сильно повезло с погодой, не было ни дождя, ни снега, ни тумана.
Проснулся я с первыми лучами солнца около 6 утра, см. фото 9.
Барри еще спал, а я пошел собирать его снаряжение. Нашел его почти сразу, подивился, как я не увидел его вчера в темноте… ну да ладно.
Когда уже почти все упаковал, услышал шум вертолета, он шел низом долины со стороны Драмсалы, поднявшись до перегиба, он перескочил наш отрог и ушел в сторону Палампура. Через некоторое время он вернулся опять низом долины и стал медленно подниматься вдоль склона, явно приближаясь к точке падения, к этому моменту я уже отошел оттуда метров на 100, выбрался на небольшой пригорок и стал махать своей курткой (оранжевой). В конце концов, они меня заметили, и через 10 минут мы уже были у Барри, армейский вертолет сопровождал меня по воздуху, все это время индусы снимали меня на все свои 3 смартфона, кроме пилота. Выглядело это с земли довольно забавно.
Пилот попытался несколько раз высадить спас команду или приземлиться, но у него ничего не получилось, поэтому в итоге они скинули мне обвязку, я упаковал в нее Барри, и его благополучно подняли в вертолет, а затем и его снаряжение. Я подниматься в вертолет не стал, хоть и приглашали, так как за моим крылом еще надо было минут 20-30 идти, если поднимусь – то они меня точно не высадят, там, где мне нужно, ждать они тоже меня не будут, а площадка, где я приземлился вполне позволяла удачно стартовать практически при любом направлении ветра, см. фото 10.
В общем, лететь с ними я отказался и пошел к своему снаряжению, времени было около 8 утра.
Пришел на «свою» полянку, устроился поудобнее, поспал, около 2 часов дня стартовал и без приключений долетел до штатной посадки в Бире.
Выводы:
1) Следить за погодой! Пилот Дельты-3 явно пропустил момент, когда можно было безопасно вылететь с больших гор, и вынужден был идти в роторной зоне, которую, в принципе, тоже можно было облететь, но он по каким-то причинам не стал этого делать, видимо, в надежде сэкономить время.
2) Я тоже совершил ряд ошибок, а именно:
- потерял аптечку и питьевуху, оставив их на камнях (надо было хотя бы точку забить в прибор).
- не забил сразу в прибор точку места падения.
- Нужно было сразу собрать снаряжение Барри, и притащить его к нему, тогда бы мне не пришлось рыскать в темноте и переночевали бы мы с гораздо большим комфортом.
3) Снаряжение. Для себя сделал следующие выводы:
- нужен небольшой легкий рюкзак для таких случаев, так как руки заняты, карманы забиты.
- запасная вода, дополнительная бутылка на литр-полтора в подвеске точно не задавит, а пригодиться может.
- нож, маленький легкий швейцарский нож-мультитул это хорошо, но резать им кустарник было тяжко, очень хотелось что-нибудь потяжелее.
Итого. Несмотря на то, что все закончилось более-менее удачно, есть над чем задуматься.
Всем безопасных полетов, берегите себя.
Иван Илюшин. 2018 г.
Отзывы на статью на парафоруме:
Андрей Eagle:
Респект тебе дружище!!! Молодец, спас человеку жизнь!!!
О'Ксана:
Спасибо!!
Я когда давно уже упала на бигфейсе, ко мне так же сел совершенно незнакомый пилот, швейцарец, который просто оказался рядом и не побоялся залендиться и помочь. Так что я не понаслышке знаю, как это важно!
А шлем у американца, видимо, открытый был без интеграла?
Ответ Ивана:
Да, шлем открытый, на нем только царапины.
Proxy(MyMySer):
Спасибо за рассказ! Молодец что приземлился и помог! - Настоящий Человек!
U.A.R:
Спасибо! И конечно Большое Уважение! за правильный и грамотный поступок, от всех пилотов и неравнодушных людей!
И очень правильно сделал, что написал об этом. Учиться лучше на отчете о хорошо завершившихся спас работах, и "мотать на ус", чтобы не стать объектом спасения.
Вопрос, ... так все-таки сработали приборы Spot и InReach? в плане прибытия вертолета!? Или спасатели на "вертушке" прибыли по результатам переговоров с базой?
Просто мой (и друга тоже) Spot Gen3 часто работал не очень стабильно (весной в Непале.. точки и трек иногда приходил только на следующий день..) и некоторые сомнения запали по его эффективности в плане SOS. И как итог, Бир отлетали без Spota, не продлив срок действия лицензии.
Ответ Ивана:
Как я понял, отработал SPOT.
Вертолет был армейский, и они явно шли на точку падения, медленно поднимаясь вдоль небольшого кулуара.
У меня тоже был SPOT (GEN3), он отработал без проблем.
Кстати, для себя такую штуку придумал, что на кастомное сообщение, неплохо бы повесить примерно такой текст:
"со мной все хорошо, но человеку рядом нужна помощь".
Так как после приземления, я был в некотором затруднении, какую кнопку нажать на своем споте.
Bereal:
Цитата:
#IndianArmy saving lives. Upon receiving a distress signal from Mr Barry Roberts an American Citizen who was badly injured during paragliding in Himachal Pradesh, the Dah Division swung into action immediately to rescue him in close coord with Army Aviators. The mission was executed with professional zeal on 25 Oct 2017 and a valuable human life saved. #EveryLifeMatters
Прилетели на следующий день, ни слова о нашем пилоте. Смешно просто.
PS Ивану - огромнейший респект
Rif:
Да, не перевелись ещё нормальные пацаны!
С уважением!
Jnets:
Молодец, спас жизнь человеку! Отважный поступок!
Пух!:
Просто слов нет - молодчина!
Жму руку!
enduro75:
Не, поступок офигенный, твой поступок послужит примером для нас всех.
Браво!
Я пролетал бывало над поломавшимися пилотами, мы скорбили попивая виски.
Но вот ты сел и помог вызвать вертолет. Спасибо.